Букси́р (буксирное судно) от голландского boegseren /buxˈseːrə(n)/ (тянуть) — обширная категория судов, предназначенных для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Буксиры применяются на всех видах водных путей и эксплуатируются в водных бассейнах многих стран мира. Обычно это суда небольшого или среднего размера, конструкция которых может значительно отличаться в зависимости от назначения и района плавания.
Буксиры относят к судам вспомогательного флота, по численности они превосходят остальные виды вспомогательных судов.
Источник: http://wiki.bio/wikipedia/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80
Особенности буксиров
От других судов буксиры отличает высокая удельная мощность, хорошая маневренность, повышенная прочность корпуса и остойчивость, наличие на борту специальных устройств для буксировки и толкания.
Буксирное устройство обычно расположено вблизи центра тяжести, чтобы буксир мог маневрировать при натяжении буксирного каната. Буксирный гак (крюк), за который цепляется канат, закреплен на буксирной дуге, позволяющей ему свободно перемещаться с борта на борт. Так как буксиры часто работают с объектами большой массы имеющими значительные силы инерции, а поперечное натяжение или рывки буксирного каната могут привести к опрокидыванию буксира, буксирный гак оснащают устройством быстрого дистанционного сброса каната и амортизирующими приспособлениями. Для этой же цели буксирные лебедки оснащают устройствами стравливания троса при чрезмерном натяжении.
Ходовая рубка буксира, часто делается на большой высоте и имеет улучшенное остекление, обеспечивая круговой обзор а также обзор вверх, необходимый для обслуживания высокобортных судов. На некоторых буксирах-толкачах рубка может подниматься и опускаться, это облегчает обзор выше расположенного на баржах груза и одновременно обеспечивает свободный проход под мостами. Буксиры-кантовщики имеют увеличенные эластичные отбойные и кранцевые устройства для смягчения ударов при соприкосновении с бортами других судов.
В отличие от прочих видов судов для буксира одной из важнейших характеристик является не скорость, а тяга или упор, то есть сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно. Чтобы получить высокий коэффициент полезного действия движителя в таком режиме работы, требуются большие гребные винты, способные отбрасывать значительную массу воды с относительно невысокой скоростью, поэтому отличительной чертой морских буксиров является то, что при небольших размерах они имеют глубокую осадку. Последнее необходимо также для того, чтобы во время транспортировки высокобортных судов (особенно в узких местах, где суда связаны короткими тросами) гребные винты не «оголялись», а постоянно оставались под водой.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80
Это интересно: Бензол: рассказываем по полочкам
Основные виды буксирных судов
Самым многочисленным видом буксиров являются портовые и рейдовые буксиры-кантовщики, они используются во всех оживленных портах в гаванях и на верфях, где используются для обеспечения швартовки, транспортировки, околки льда, и прочей работы, в крупных портах их количество исчисляется десятками. Буксир-кантовщик имеет сравнительно небольшие размеры, водоизмещение обычно не превышает 400 тонн, мощность от 200 до 2000 л. с., скорость 10—15 узлов, автономность плавания небольшая, так как все задачи выполняются в прибрежной зоне, экипаж буксира 2-4 человека. Альтернативой использования буксиров-кантовщиков может служить оснащение судов подруливающими устройствами, которые обычно устанавливают в носу и корме и позволяют швартоваться самостоятельно, это экономически оправдано в районах с неразвитой портовой инфраструктурой, например на Крайнем Севере. Как правило буксиры-кантовщики производятся большими сериями (десятки и сотни штук) на специализированных судостроительных заводах.
Самыми крупными из класса буксиров являются океанские буксиры-спасатели. Это многофункциональные суда, с большой автономностью и неограниченным районом плавания, оснащенные различным оборудованием, позволяющим вести поиск и спасение судов и людей в открытом море, оказывать медицинскую помощь, тушить пожары, осуществлять ремонтные и водолазные работы, подавать на другие объекты тепло и электроэнергию, собирать нефтепродукты и тому подобное. Один из крупнейших буксиров-спасателей типа «Фотий Крылов» (проект Р-5757) при длине чуть менее 100 метров. имеет водоизмещении 5250 тонн, мощность энергетической установки более 20000 л. с. и скорость хода 18,2 узла. Подобные суда выпускаются малыми сериями, более многочисленны морские буксиры-спасатели, которые имеют аналогичное оснащение, но в 2-3 раза меньшие размеры. Помимо спасательных работ буксир-спасатель выполняет обыкновенные буксировочные операции, сопровождает другие суда, либо патрулирует различные районы океана.
Во внутренних водах, на реках, водохранилищах и озерах в настоящее время широко распространены толкачи-буксиры и толкачи. Толкачи приспособлены для транспортировки несамоходных судов — барж, секций, лихтеров, методом толкания, для этого в носовой части толкача и в кормовой части баржи предусматриваются специальные упоры и сцепы. Толкач может одновременно толкать несколько барж из которых формируется состав. Толкачи-буксиры, в отличие от толкачей, имеют также приспособления и для буксировки. Мощность толкачей и толкачей-буксиров варьируется в диапазоне от 100 до 10000 л. с. в зависимости от характеристик водного пути, грузоподъемности толкаемых составов под которые они рассчитаны, специализации (линейные, шлюзовые, рейдовые и др.). Особенностью многих толкачей является их относительно небольшие габариты при высокой мощности двигателя, которую они могут использовать только находясь в сцепке с составом, а при буксировке их максимальная мощность ограничивается из за недостаточной остойчивости.
Метод толкания имеет ряд преимуществ перед традиционной буксировкой барж и экономически более эффективен на 20-30 %, в настоящее время толкачи и толкачи-буксиры перевозят около половины всех грузов на внутренних водных путях. Наиболее хорошо флот толкачей развит в США, где они используются с середины XIX века и несут на себе почти 100 % грузооборота. В Европе и в СССР массовый переход от традиционных буксиров к толкачам начался в 1950-х годах и сейчас по грузообороту буксирные перевозки конкурируют с традиционными речными транспортными судами и судами типа «река-море». В морских перевозках метод толкания используется реже, в основном в прибрежном плавании, так как в мореходности и скорости толкаемые составы проигрывают морским судам.
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80
История возникновения
Буксиры возникли одними из первых среди механических судов, ибо проблема в движении парусников в штилевую погоду, безопасное маневрирование в районе портов и гаваней а также перемещение грузов против течения рек не находила эффективно решения другими способами.
В 1736 году англичанин Джонотан Гулльс построил одно из первых паровых судов — прообраз портового буксира, который назвал «машиной для буксировки судов в гавани и из гаваней, портов или рек, против ветра, прилива или в штилевую погоду». Из за малой мощности и низкой надежности паровых двигателей того времени эксперимент Гулльса не дал положительного результата и дальнейшего развития не получил, массовая постройка портовых буксиров началась только после 1850 года, когда английский буксир «Виктория» впервые показал успешную работу по вводу и выводу из портов больших морских судов.
Транспортировка судов вверх по рекам издавна осуществлялась вручную при помощи бурлацкой тяги. Первые речные буксиры, появившиеся в начале XIX века, из за малой мощности, не могли выполнять такую работу. Вначале их роль выполняли кабестанные суда у которых паровая машина в 80-240 л. с. приводила в движение вертикальный ворот-кабестан наматывающий длинный якорный канат, за счёт этого производилось движение. Якорей было два и они попеременно завозились на 1-1,5 км вверх по течению специальным небольшим пароходом-забежкой, это обеспечивало непрерывность движения. Подобное судно могло буксировать караван с грузом до 8000 тонн, но средняя скорость оставалась низкой, около 75 км в сутки. Реже применялись суда-туеры, которые двигались, перематывая, за счёт паровой тяги, специально проложенный вдоль всего дна реки канат или цепь, их скорость была чуть выше — до 5 км/ч.
Речное буксиростроение начало бурно развиваться только в последней четверти XIX века, мощность паровых машин линейных буксиров на крупных реках стремительно росла перевалив за 1000 л. с., в качестве движителей применялись гребные колеса. Один крупнейших буксиров того времени «Редедя князь Косожский» (позднее «Степан Разин») имел четырёхцилиндровую паровую машину в 2000 л. с. Будучи построенным в 1889 году, он эксплуатировался на Волге до 1958 года.
В 1892 году буксирами впервые проведена сложная буксировка трёх барж между портами на расстояние 350 миль а в 1896 году два буксира впервые совершили транспортировку плавучего дока через Атлантический океан.
Источник: http://wikipedia.green/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 2102 (24%)
- http://wiki2.org/ru/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 3747 (43%)
- http://wikipedia.green/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 2406 (27%)
- http://wiki.bio/wikipedia/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 552 (6%)