Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Восстановительный поезд на месте постоянной дислокации
Восстановительный поезд — специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
Восстановительные поезда на железных дорогах СССР были образованы 12 ноября 1936 года в соответствии с приказом НКПС № 168 Ц от 11 ноября 1936 г. «О перестройке работы восстановительных поездов».
Источник: http://wiki.bio/wikipedia/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Содержание
- 1 Технические средства и подвижной состав
- 2 Что представляют собой восстановительные поезда?
- 3 Оснащение
- 4 Техническая подготовка работников
- 5 Важная роль
- 6 Перечень работников
- 7 Состав поезда
- 8 Условия труда
- 9 Экипаж поезда
- 10 Литература
- 11 Организация восстановительного процесса
- 12 Сбор информации
- 13 См. также
- 14 Доставка состава
- 15 Восстановительные работы
- 16 Небольшой экскурс в историю
Технические средства и подвижной состав
Все технические средства восстановительного поезда, конструктивно не имеющие собственного железнодорожного хода, а также имущество и материалы размещаются в специально оборудованных крытых вагонах и на платформах в порядке, обеспечивающем их сохранность, безопасность движения, хорошую доступность, быстроту и удобство выгрузки и погрузки, соблюдение требований безопасных условий труда и требований производственной эстетики.
Подвижной состав восстановительного поезда имеет внутреннее и наружное освещение, оборудован съёмными или выдвижными лестницами, а на месте стоянки — приставными лестничными тумбами для свободного входа и обслуживания имеющихся технических средств.
Опасные и негабаритные места на технических средствах, подвижном составе и зданиях обозначаются соответствующими предупреждающими знаками безопасности труда. Кроме того, негабаритные места окрашиваются предупреждающей окраской из полос жёлтого сигнального и чёрного цветов.
Вдоль маршрутов прохода работников в зоне железнодорожных путей устанавливаются указательные знаки «Служебный проход».
Для оперативного управления аварийно-восстановительными работами восстановительный поезд обеспечивается двухдиапазонными радиостанциями поездной радиосвязи (не менее двух радиостанций на восстановительный поезд), многоканальными носимыми радиостанциями, а также мобильными (сотовыми) и спутниковыми телефонами.
На крупных железнодорожных станциях на участках обслуживания восстановительного поезда, организованы аварийно-полевые команды (АПК), создаются запасы подъёмно-накаточного оборудования (накаточные башмаки, тяговые канаты и другое оборудование).
Указанное оборудование передаётся в установленном порядке начальникам железнодорожных станций и используется личным составом АПК, а при необходимости и работниками восстановительного поезда при ликвидации последствий несложных сходов подвижного состава на станционных путях.
Один раз в три месяца проводится обкатка всего восстановительного поезда и его частей на расстояние не менее 25 км, если за это время поезд не выезжал (в полном составе) на выполнение своих задач или неосновных производственных работ.
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Это интересно: Восстановление земель: излагаем детально
Что представляют собой восстановительные поезда?
Транспортная единица, называемая восстановительным поездом, представляет собой особое формирование, главной обязанностью которого является ликвидация последствий аварийных ситуаций, произошедших на железнодорожных путях. Это могут быть случаи схода подвижного состава с рельсов или столкновение локомотивов.
Помимо этого, бригада восстановительного поезда, в рамках своих технических возможностей, может оказывать первую помощь пострадавшим от аварий либо в результате какого-нибудь стихийного бедствия.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Оснащение
Для проведения необходимых работ подвижной состав имеет все необходимое оборудование и инструменты. На борту поезда присутствует подъемный кран и различные приспособления для поднятия крупногабаритных грузов, имеются гидравлические домкраты. Также в состав восстановительной единицы включены тягачи, оснащенные лебедками, тракторы, бульдозеры.
В целях снабжения электроэнергией в поезде предусмотрено наличие электростанций. При необходимости производить работы в темное время суток предусмотрены прожекторные установки.
Помимо этого, в зависимости от конкретной ситуации восстановительный поезд может иметь на борту разные автомобили, оборудование по сварке и резке металла. Поезд может быть успешно использован и при тушении пожаров с соответствующим оснащением.
Весь состав имеет несколько десятков вагонов, у каждого из которых свое предназначение. Вагон-кладовая обеспечивает хранение необходимого материала и инструментов. Кроме этого, состав состоит из:
- вагона с пищеблоком;
- санитарного вагона;
- рабочей платформы.
Поезд всегда должен быть в исправном техническом состоянии, чтобы незамедлительно отправиться по первому же вызову. В целях обеспечения оперативности состав имеет средства связи.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Техническая подготовка работников
С целью совершенствования профессиональных знаний и практических навыков работников в каждом восстановительном поезде организуется техническая подготовка по ведению аварийно-восстановительных работ, которая включает в себя теоретические и практические занятия, а также полигонные учения.
Теоретические занятия проводятся по разработанным программам еженедельно в техническом классе (специально оборудованном помещении восстановительного поезда).
Технический класс имеет плакаты, стенды, макеты, учебные пособия, инструктивные карты, техническую литературу, видео- и компьютерную технику с обучающими программами, нормативную и техническую литературу, а также учебную доску, столы и стулья.
Практические занятия проводятся не реже одного раза в месяц либо на учебно-тренировочном полигоне, либо (при значительном удалении полигона от места постоянной дислокации восстановительного поезда) на специально подготовленных учебных местах на территории восстановительного поезда.
Учебно-тренировочный полигон оборудуется, как правило, на небольшом удалении от места постоянной дислокации восстановительного поезда. Полигон имеет не менее двух железнодорожных путей, на одном из которых оборудуется участок контактной сети, а также площадку с комплектом калиброванных грузов для проведения практических занятий по подъёму и перемещению грузов и для проведения статических и динамических испытаний кранов.
Для отработки работниками восстановительного поезда необходимых навыков по подъёму (уборке) подвижного состава и испытания приспособлений для ведения аварийно-восстановительных работ полигон оснащается непригодными для использования в перевозочной деятельности по сроку службы и техническому состоянию вагонами разного типа (пассажирскими и грузовыми крытыми вагонами, полувагонами, хоппер-дозаторами, четырёх- и восьмиосными цистернами), а также локомотивами серий, работающих на участке обслуживания восстановительного поезда.
Вагоны и локомотивы, передаваемые на учебно-тренировочный полигон, списанию не подлежат.
На полигоне имеются также грунтовая площадка и дорога со специально оборудованными препятствиями (ров, холм, брод) для совершенствования навыков в управлении автомобилями и тяговыми машинами, в том числе с использованием установленного на них бульдозерного (бульдозерно-рыхлительного) оборудования и тяговых лебёдок.
На каждой железной дороге создаётся не менее одного восстановительного поезда (базового), в котором наряду с решением задач по штатному предназначению проводится стажировка вновь назначенных руководителей восстановительных поездов и обмен передовым опытом по ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава.
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Важная роль
Главная задача, которая стоит перед бригадой подвижного состава, заключается в обеспечении скорейшего возобновления движения железнодорожного транспорта. Задействуя в работе восстановительный поезд, необходимо обойтись минимальными потерями материальных ценностей. А при наличии пострадавших сохранность жизни и здоровья людей всегда стоит на первом месте.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Это интересно: Автоматизированное рабочее место (АРМ)
Перечень работников
Примерный список работников восстановительного поезда:
- Начальник восстановительного поезда
- Заместитель начальника восстановительного поезда
- Мастер подъёмочного оборудования
- Мастер по гидропневматике
- Машинист крана
- Помощник машиниста крана
- Машинист бульдозера, тракторист, механик-водитель тягача
- Машинист передвижных электростанций
- Электрогазосварщик
- Электрогазорезчик
- Аккумуляторщик
- Слесарь по ремонту электрооборудования
- Стропальщик
- Проводник вагона специального технического назначения
- Водитель автомобиля
- Машинист-инструктор по кранам
- Электромеханик
- Слесарь по ремонту ГПМ
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Состав поезда
Как правило, восстановительный поезд обладает подъёмными кранами, имеющих большую грузоподъёмность. Такой состав обязательно оснащается всеми необходимыми инструментами, машинным подъёмным и транспортным оборудованием, платформами крытыми вагонами и санитарным вагоном. На станционных пунктах, где базируются восстановительные поездные составы, их дислоцируют на рельсовых путях таким образом, чтобы, в случае необходимости, они могли следовать по любому маршруту, любого направления, не прибегая к дополнительному маневрированию. Основная специализация пожарных поездов – это локализация и ликвидация любых пожарных очагов. Такие составы оснащены всем необходимым противопожарным оборудованием, мощными насосами и цистернами для воды.
Поездные составы восстановительных поездов отнесены на баланс дорожного аппарата ревизоров. Приказ начальника на каждой железной дороге определяет с учётом всех требований позицию дислокации таких составов. Станционный технико-распорядительный акт дублирует запись приказа.
Исходя из объёма технического оснащения оборудованием и количественного состава аварийных партий данный вид поездных составов подразделяется на три первая, вторая и третья. В первая и вторая группа должны обладать одним двухосным санитарным вагоном, одним двухосным вагон- электростанцией и прожекторной установкой, одним двухосным вагон-кладовой и инструментальной, одним четырёхосным вагон-гаражом, в котором размещается тягач и трактор, а также двумя двухосными платформами, на них загружают аварийную технику, шпалы и рельсы.
Те восстановительные единицы, которые работают на электрифицированных аварийных участках, в качестве дополнения, комплектуют ещё тремя вагонами, предназначенных для доставки к месту аварии оборудования и материалов, с помощью которых будет восстанавливаться контактная сеть. Для транспортировки крановой стрелы, оборудования мест отдыха такелажных и крановых подразделений, сохранения различного инструмента и подъёмно-транспортного снабжения и оборудования доукомплектовывается ещё одним крытым двухосным вагоном и платформой. Третья категория восстановительных составов должна обладать автомобилями, автодрезинами и всем тем, что может потребоваться для восстановления линий связи, контактных сетей и железнодорожный путей.
В случае аварийной ситуации дежурный или начальник восстановительного состава извещается о случившемся диспетчером или станционным дежурным. После чего, восстановительный поездной состав безотлагательно отправляется к месту аварии. На все сборы и уточнения технический регламент отводит двадцать минут в дневной период и тридцать минут в ночное время.
В районах, где традиционно сохраняются тяжёлые зимние условия, восстановительным составам придаётся в помощь снегоочистительная техника.
Источник: http://www.modelzd.ru/podvizhnoj-sostav-zhd/spectehnika/vosstanovitelnyj-poezd.html
Условия труда
Восстановительный поезд имеет постоянный неснижаемый запас продуктов питания из расчёта трёхсуточного запаса на 60 человек.
Для хранения продуктов питания в восстановительном поезде предусматривается необходимое холодильное оборудование.
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Экипаж поезда
Вся ответственность за проведение операции по ликвидации крушения и возможных последствий ложится на плечи начальника восстановительного поездного состава. Он же отвечает за правильную организацию проведения операции и целостность восстановительного поездного состава. В количестве десяти – пятнадцати человек комплектуются аварийно-полевые подразделения из рабочих всех имеющихся служб вагонного и локомотивного депо, находящихся в регионе, который обслуживается подобным составом.
По завершению спасательной операции восстановительный поезд возвращается к месту постоянной дислокации. Всё аварийно-пожарное имущество приводится в исходное состояние. В случае необходимости, инвентарь и снабжение обязательно пополняется.
Инструкция движения поездных составов РЖД определяет порядок движения к месту аварии и обратно.
Экипажи восстановительных поездных составов, входящих в общую систему РСЧС обязаны участвовать в тренировочных учениях, согласно планового регламента. В случае необходимости, подобные команды привлекаются к ликвидации торфяных и лесных пожаров.
Источник: http://www.modelzd.ru/podvizhnoj-sostav-zhd/spectehnika/vosstanovitelnyj-poezd.html
Литература
- Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 70. — ISBN 5-85270-115-7.
- ПОЛОЖЕНИЕ О ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 02.02.96 N ЦРБ-364)
Эта страница в последний раз была отредактирована 17 октября 2018 в 08:58.
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Организация восстановительного процесса
Объем всех восстановительных работ и время их проведения зависят от количества единиц транспортного состава при аварийной ситуации. Когда вызывают восстановительный поезд на место происшествия, также учитывают степень полученных повреждений составов, имеется ли груз на борту, оказала ли влияние авария на техническое состояние железнодорожного полотна и ряд прочих факторов.
Ситуация может заметно усложниться, если авария произошла в тоннеле или на мосту, в особенности при наличии существенных повреждений. Опасность представляют случаи аварий составов, которые перевозили опасные или легковоспламеняющиеся грузы. Не менее опасен сход поезда вблизи населенного пункта.
Каждая аварийная ситуация уникальна по своему характеру, и нет, к примеру, полностью одинаковых случаев схода поездов с рельсов, когда вызывается восстановительный поезд. Работа в этом случае проводится в соответствии с выработанной общей тактикой восстановительного процесса, которая подразумевает несколько этапов:
- сбор информации происшествия;
- доставка транспортной единицы к месту аварии;
- проведение восстановительных работ.
Крайне важно при этом, чтобы каждый из этапов занимал как можно меньше времени, особенно когда речь идет о пострадавших.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Сбор информации
Главная задача, которую должен решить восстановительный поезд РЖД, заключается в быстром сборе всей необходимой информации о происшествии, в ходе которой нужно определить характер аварии (столкновение, сход с рельсов). Также важно выяснить, имеются ли пострадавшие, наличие опасных грузов и вероятность возгорания. При этом также учитывается местность, на которой произошла авария, состояние железнодорожного полотна и составов.
Наиболее полная информация позволит принять правильное решение о количестве восстановительных единиц, которые потребуется направить, наличии оборудования и необходимых материалов. Упущение даже самой мелкой на первый взгляд детали и промедление грозит большими потерями. А человеческая жизнь бесценна.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
См. также
- Пожарный поезд
- Положение о восстановительных поездах железных дорог
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Доставка состава
При поступлении информации о каком-либо происшествии незамедлительно принимаются меры. В зависимости от ситуации могут быть направлены восстановительные и пожарные поезда либо привлечены дополнительные силы: подразделения МВД, Гражданская оборона, а также прочие необходимые службы. Ответственность за принятие решения о количестве направляемых восстановительных поездов лежит на начальнике отделения дороги. Если же предвидится большой объем работ, то обязанность переходит к начальнику дороги.
Что касается времени отправления составов, то в рабочие часы оно составляет не более 30 мин, а в другое время — до 40 минут. При этом движение любого восстановительного и пожарного локомотива имеет приоритет над всеми другими видами железнодорожного транспорта.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Восстановительные работы
После сбора всей необходимой информации на место происшествия направляется один ремонтно-восстановительный поезд либо несколько составов. Для исправления ситуации, связанной со сходом поезда с рельсов, выбирается оптимальное решение по его подъему.
Сход практически всего состава почти всегда сопровождается повреждением железной дороги. В связи с этим к восстановительному процессу предъявляются высокие требования. Непосредственно перед работами специальная группа людей производит сбор материалов, которые помогут пролить свет на причину возникновения аварии.
Вся восстановительная процедура производится по стандартной схеме. В первую очередь убирается поврежденный состав с путей и грузы. Во избежание потери дорогого груза организуется порядок его охраны и уборки. В дальнейшем аварийно-восстановительный поезд используется при необходимости ремонта рельсов. При этом он производится не после полной уборки состава, а по мере освобождения путей от вагонов.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Небольшой экскурс в историю
Людям, которые следят за исправлением последствий аварий на железнодорожных путях, посвящен профессиональный день, празднование которого приходится на 11 ноября. В истории упоминается первое появление восстановительного поезда в 1936 году. Все благодаря Л. М. Кагановичу, подписавшему распоряжение, в котором упоминалось о перенастройке режима работы восстановительного поезда. На то время на вспомогательных составах невозможно было проделать качественную работу. Поэтому на их базе были созданы восстановительные поезда ОАО «РЖД», которые должны обеспечивать не только высокое качество работы, но и максимальную оперативность.
Иными словами, вся структура восстановительных составов существуют практически с развития железнодорожной сети на территории России. Оборудование сначала было тяжелым, а работать приходилось в самых сложных условиях. Что касается формы рабочих, то она была простой и не совсем удобной. Тем не менее люди справлялись со своей задачей.
В настоящее время применяется современная техника, но, несмотря на это, качество работы напрямую зависит от квалификации персонала. Работники регулярно проходят учения, чтобы постоянно совершенствовать свое мастерство.
Источник: http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- http://HochyVseZnat.ru/vosstanovitelnyi-poezd-rjd-chto-takoe-vosstanovitelnyi-poezd.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 7120 (36%)
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 597 (3%)
- http://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 405 (2%)
- http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 5192 (26%)
- http://www.modelzd.ru/podvizhnoj-sostav-zhd/spectehnika/vosstanovitelnyj-poezd.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5780 (29%)
- http://wiki.bio/wikipedia/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 589 (3%)
Особенно порадовало про несколько ДЕСЯТКОВ вагонов в ВП. Автор вообще видел восстановительный ближе 1000 метров?