Вид связи

Речь человека состоит из предложений, а те, в свою очередь, – из словосочетаний, поэтому для грамотного ее построения важно понимать их структуру и связи, с помощью которых слова образуют сочетания. Существуют способы подчинительной связи, использующиеся с этой целью. Учащиеся проходят их в 3 классе, и материал требуется хорошо усвоить, чтобы двигаться дальше.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 366
Источник: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html

Êàê îïðåäåëèòü âèä ñâÿçè â ïðåäëîæåíèè?

Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî îòáðîñèòü ãðàììàòè÷åñêóþ îñíîâó, òàê êàê ïîäëåæàùåå âñåãäà ñâÿçàíî ñî ñêàçóåìûì, òàêæå ñòîèò èñêëþ÷èòü ââîäíûå ñëîâà.

Ïðèìåð. Ìíå õîòåëîñü âûéòè íàðóæó, íî äâåðü áûëà çàïåðòà.


Ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå ñ äâóìÿ íåçàâèñèìûìè ÷àñòÿìè, ñëîæíîñî÷èíåííîå. Èñõîäÿ èç ýòîãî, â äàííîì ïðåäëîæåíèè èñïîëüçóåòñÿ ñî÷èíèòåëüíûé âèä ñâÿçè.


Ìíå õîòåëîñü âûéòè íàðóæó, ïîòîìó ÷òî â êîìíàòå áûë î÷åíü ñï¸ðòûé âîçäóõ.


Ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå, â êîòîðîì íàáëþäàåòñÿ ïîä÷èíèòåëüíàÿ ñâÿçü – îäíî ïðåäëîæåíèå óêàçûâàåò íà ïðè÷èíó òîãî, î ÷¸ì ãîâîðèòñÿ â äðóãîì. Ïðåäëîæåíèå ñëîæíîïîä÷èí¸ííîå.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 662
Источник: http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html

Основные понятия

  • Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.

Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 862
Источник: http://bingoschool.ru/blog/210/

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

чей?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление  (при изменении главного слова зависимое не меняется):

помогать отцу, читать книгу, ходить в школу

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4.  притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

4. чей?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Разбор задания.

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла.

Таким образом, выписываем словосочетанием сильно простыла.

Рекомендуем:

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3453
Источник: http://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/

Âèäû ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè


Ñóùåñòâóåò òðè âèäà ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè:

Ñîãëàñîâàíèå – ýòî òàêîé âèä ñâÿçè, êîãäà çàâèñèìîå è ãëàâíîå ñëîâî (ñóùåñòâèòåëüíîå èëè äðóãàÿ ÷àñòü ðå÷è â ðîëè ñóùåñòâèòåëüíîãî) óïîäîáëÿþòñÿ äðóã äðóãó â ðîäå, ÷èñëå è ïàäåæå. Ñàìûå ïðîñòûå ïðèìåðû ñîãëàñîâàíèÿ – â ñëîâîñî÷åòàíèÿõ: ìåðçêèé äîæäü, âåñ¸ëàÿ ÿ, íåâèäèìûé êòî-òî, ñëó÷àéíûé ïðîõîæèé, ãóëêîå «çé».

 êà÷åñòâå çàâèñèìûõ ñëîâ ïðè ñîãëàñîâàíèè ìîãóò âûñòóïàòü ëþáûå èçìåíÿåìûå ÷àñòè ðå÷è: ïðèëàãàòåëüíûå, ìåñòîèìåíèÿ (ïðèòÿæàòåëüíûå, îïðåäåëèòåëüíûå, óêàçàòåëüíûå, îòðèöàòåëüíûå, íåîïðåäåë¸ííûå) è ïîðÿäêîâûå ÷èñëèòåëüíûå.

 

Íèêàêèõ äåíåã, âåñåëîìó ðàññêàç÷èêó, âàøåé ñåñòðû, ïåðâîìó âñòðå÷íîìó.

Óïðàâëåíèå – âèä ñâÿçè, ïðè êîòîðîì ãëàâíîå ñëîâî òðåáóåò îñîáîé ôîðìû ïàäåæà çàâèñèìîãî ñëîâà. Ïàäåæíàÿ ôîðìà ïðè ýòîì îáóñëîâëåíà îïðåäåëåííûìè ìîðôîëîãè÷åñêèìè íîðìàìè â ðóññêîì ÿçûêå. Ãëàâíûì ïðèçíàêîì íàëè÷èÿ óïðàâëåíèÿ â ñëîâîñî÷åòàíèè èëè ïðåäëîæåíèè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ïðåäëîãà, õîòÿ áûâàåò è áåñïðåäëîæíàÿ ôîðìà óïðàâëåíèÿ. Ïðè íàëè÷èè óïðàâëåíèÿ çàâèñèìîå ñëîâî âñåãäà áóäåò îòâå÷àòü íà âîïðîñû êîñâåííûõ ïàäåæåé.

 

Ñìîòðåòü íà ëóíó, ëþáîâàòüñÿ ëóíîé, ðàñïèñàòüñÿ â ïîëó÷åíèè, ïîäïèñàòü äîêóìåíòû, çàáûòü î ïðîáëåìàõ, çàáûòü ôîðìóëó.

Ïðèìûêàíèå – ýòî âèä ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè, ïðè êîòîðîì îòíîøåíèÿ ìåæäó çàâèñèìûì è ãëàâíûì ñëîâîì âûðàæàþòñÿ òîëüêî ñìûñëîâûì ïðèçíàêîì, èíòîíàöèåé èëè ïîðÿäêîì ñëîâ. Çàâèñèìûì ñëîâîì ïðè ïðèìûêàíèè ìîæåò áûòü èíôèíèòèâ, ïðè÷àñòèå, äååïðè÷àñòèå, ïðèòÿæàòåëüíîå ìåñòîèìåíèå èõ, å¸, åãî, íåèçìåíÿåìîå ïðèëàãàòåëüíîå (öâåò èíäèãî) è ïðîñòàÿ ñòåïåíü ñðàâíåíèÿ ïðèëàãàòåëüíîãî.

 

Ñòðàñòü ïóòåøåñòâîâàòü, áåæàòü ñïîòûêàÿñü, æåëàþùèé âûéòè, å¸ þáêà, äåâî÷êà ïîñòàðøå.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1729
Источник: http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)

    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

      Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

      Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

      Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)

    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Блок: 3/10 | Кол-во символов: 843
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Классификация словосочетаний по вопросу


  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
Блок: 4/10 | Кол-во символов: 467
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения, например, быстрый и ловкий
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения, например, буду работать, более крупный
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения, например, иду, ускоряясь
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом: перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы, например, ни рыба ни мясо
Блок: 7/10 | Кол-во символов: 967
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)


  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу».

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 827
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 352
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 21780
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2391 (11%)
  2. http://studopedia.ru/5_167164_roda-i-vidi-svyazi.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 10151 (47%)
  3. http://bingoschool.ru/blog/210/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1963 (9%)
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 3456 (16%)
  5. http://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3453 (16%)
  6. http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 366 (2%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.