Речь человека состоит из предложений, а те, в свою очередь, – из словосочетаний, поэтому для грамотного ее построения важно понимать их структуру и связи, с помощью которых слова образуют сочетания. Существуют способы подчинительной связи, использующиеся с этой целью. Учащиеся проходят их в 3 классе, и материал требуется хорошо усвоить, чтобы двигаться дальше.
Источник: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html
Содержание
- 1 Êàê îïðåäåëèòü âèä ñâÿçè â ïðåäëîæåíèè?
- 2 Основные понятия
- 3 Видео о типах подчинительной связи
- 4 Âèäû ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè
- 5 Классификация словосочетаний по главному слову
- 6 Классификация словосочетаний по вопросу
- 7 Не являются словосочетаниями
- 8 Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
- 9 Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
Êàê îïðåäåëèòü âèä ñâÿçè â ïðåäëîæåíèè?
Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî îòáðîñèòü ãðàììàòè÷åñêóþ îñíîâó, òàê êàê ïîäëåæàùåå âñåãäà ñâÿçàíî ñî ñêàçóåìûì, òàêæå ñòîèò èñêëþ÷èòü ââîäíûå ñëîâà.
Ïðèìåð. Ìíå õîòåëîñü âûéòè íàðóæó, íî äâåðü áûëà çàïåðòà.
Ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå ñ äâóìÿ íåçàâèñèìûìè ÷àñòÿìè, ñëîæíîñî÷èíåííîå. Èñõîäÿ èç ýòîãî, â äàííîì ïðåäëîæåíèè èñïîëüçóåòñÿ ñî÷èíèòåëüíûé âèä ñâÿçè.
Ìíå õîòåëîñü âûéòè íàðóæó, ïîòîìó ÷òî â êîìíàòå áûë î÷åíü ñï¸ðòûé âîçäóõ.
Ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå, â êîòîðîì íàáëþäàåòñÿ ïîä÷èíèòåëüíàÿ ñâÿçü – îäíî ïðåäëîæåíèå óêàçûâàåò íà ïðè÷èíó òîãî, î ÷¸ì ãîâîðèòñÿ â äðóãîì. Ïðåäëîæåíèå ñëîæíîïîä÷èí¸ííîå.
Источник: http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html
Это интересно: Внезапность — поясняем по пунктам
Основные понятия
- Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Источник: http://bingoschool.ru/blog/210/
Видео о типах подчинительной связи
Если любите формат видео, то можете посмотреть его.
Выделяют три вида подчинительной связи:
тип связи | какой частью речи может быть зависимое слово | какой вопрос задается к зависимому слову |
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):
морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом |
прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений | какой?
чей? Вопросы могут изменяться по падежам! |
управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):
помогать отцу, читать книгу, ходить в школу |
существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без | вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)
Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже) |
примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):
внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку |
1. инфинитив
2. деепричастие 3. наречие 4. притяжательные местоимения (его, ее, их) |
1. что делать? что сделать?
2. что делая? что сделав? 3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему? 4. чей? |
Различай!
Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).
В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.
Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.
Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.
Алгоритм действий №1.
1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.
2) Определи часть речи зависимого слова.
3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.
4) По выявленным признакам определи тип связи.
Разбор задания.
Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.
Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.
Алгоритм действий №2.
1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.
2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?
3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.
4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).
5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.
Разбор задания.
Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.
При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла.
Таким образом, выписываем словосочетанием сильно простыла.
Рекомендуем:
Источник: http://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/
Âèäû ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè
Ñóùåñòâóåò òðè âèäà ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè:
Ñîãëàñîâàíèå – ýòî òàêîé âèä ñâÿçè, êîãäà çàâèñèìîå è ãëàâíîå ñëîâî (ñóùåñòâèòåëüíîå èëè äðóãàÿ ÷àñòü ðå÷è â ðîëè ñóùåñòâèòåëüíîãî) óïîäîáëÿþòñÿ äðóã äðóãó â ðîäå, ÷èñëå è ïàäåæå. Ñàìûå ïðîñòûå ïðèìåðû ñîãëàñîâàíèÿ – â ñëîâîñî÷åòàíèÿõ: ìåðçêèé äîæäü, âåñ¸ëàÿ ÿ, íåâèäèìûé êòî-òî, ñëó÷àéíûé ïðîõîæèé, ãóëêîå «çé».
 êà÷åñòâå çàâèñèìûõ ñëîâ ïðè ñîãëàñîâàíèè ìîãóò âûñòóïàòü ëþáûå èçìåíÿåìûå ÷àñòè ðå÷è: ïðèëàãàòåëüíûå, ìåñòîèìåíèÿ (ïðèòÿæàòåëüíûå, îïðåäåëèòåëüíûå, óêàçàòåëüíûå, îòðèöàòåëüíûå, íåîïðåäåë¸ííûå) è ïîðÿäêîâûå ÷èñëèòåëüíûå.
Íèêàêèõ äåíåã, âåñåëîìó ðàññêàç÷èêó, âàøåé ñåñòðû, ïåðâîìó âñòðå÷íîìó.
Óïðàâëåíèå – âèä ñâÿçè, ïðè êîòîðîì ãëàâíîå ñëîâî òðåáóåò îñîáîé ôîðìû ïàäåæà çàâèñèìîãî ñëîâà. Ïàäåæíàÿ ôîðìà ïðè ýòîì îáóñëîâëåíà îïðåäåëåííûìè ìîðôîëîãè÷åñêèìè íîðìàìè â ðóññêîì ÿçûêå. Ãëàâíûì ïðèçíàêîì íàëè÷èÿ óïðàâëåíèÿ â ñëîâîñî÷åòàíèè èëè ïðåäëîæåíèè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ïðåäëîãà, õîòÿ áûâàåò è áåñïðåäëîæíàÿ ôîðìà óïðàâëåíèÿ. Ïðè íàëè÷èè óïðàâëåíèÿ çàâèñèìîå ñëîâî âñåãäà áóäåò îòâå÷àòü íà âîïðîñû êîñâåííûõ ïàäåæåé.
Ñìîòðåòü íà ëóíó, ëþáîâàòüñÿ ëóíîé, ðàñïèñàòüñÿ â ïîëó÷åíèè, ïîäïèñàòü äîêóìåíòû, çàáûòü î ïðîáëåìàõ, çàáûòü ôîðìóëó.
Ïðèìûêàíèå – ýòî âèä ïîä÷èíèòåëüíîé ñâÿçè, ïðè êîòîðîì îòíîøåíèÿ ìåæäó çàâèñèìûì è ãëàâíûì ñëîâîì âûðàæàþòñÿ òîëüêî ñìûñëîâûì ïðèçíàêîì, èíòîíàöèåé èëè ïîðÿäêîì ñëîâ. Çàâèñèìûì ñëîâîì ïðè ïðèìûêàíèè ìîæåò áûòü èíôèíèòèâ, ïðè÷àñòèå, äååïðè÷àñòèå, ïðèòÿæàòåëüíîå ìåñòîèìåíèå èõ, å¸, åãî, íåèçìåíÿåìîå ïðèëàãàòåëüíîå (öâåò èíäèãî) è ïðîñòàÿ ñòåïåíü ñðàâíåíèÿ ïðèëàãàòåëüíîãî.
Ñòðàñòü ïóòåøåñòâîâàòü, áåæàòü ñïîòûêàÿñü, æåëàþùèé âûéòè, å¸ þáêà, äåâî÷êà ïîñòàðøå.
Источник: http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
- Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. - Именные
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике - Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь. - Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов. - Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
- Наречные (с наречием в роли главного слова)
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Это интересно: Боевой робот: разбираемся обстоятельно
Классификация словосочетаний по вопросу
- Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
- Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Не являются словосочетаниями
В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например:
- Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
- Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
- Сочетание однородных членов предложения, например, быстрый и ловкий
- Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения, например, буду работать, более крупный
- Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения, например, иду, ускоряясь
- Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом: перед сном
- Сочетания глаголов в одной и той же форме
- фразеологизмы, например, ни рыба ни мясо
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
- Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, седоволосый человек.
- Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу».
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
- синтаксически свободные
Пример: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- http://www.calc.ru/Vidy-Svyazi-V-Predlozhenii.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2391 (11%)
- http://studopedia.ru/5_167164_roda-i-vidi-svyazi.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 10151 (47%)
- http://bingoschool.ru/blog/210/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1963 (9%)
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 3456 (16%)
- http://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3453 (16%)
- http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 366 (2%)