История пожарных лестниц — от ручных до автолестниц

Сложности тушения высотных зданий присутствуют и сегодня. Но в настоящее время стало это делать намного проще, потому что в арсенале пожарных частей появилось большое количество разного пожарного оборудования. Одно из них – пожарная автолестница. Эта конструкция является раздвижной, при этом она поворачивается на 360° вокруг своей опоры. А часть названия, имеется в виду «авто», говорит о том, что базируется лестница на пожарном автомобиле серийного производства.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 469
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/pozharnaya-avtolestnitsa.html

Российские разработки

Первую серьезную модернизацию спасательная лестница пережила в 1809 году благодаря русскому механику-конструктору Кириллу Васильевичу Соболеву, который за изобретение трехколенного выдвижного механизма был представлен к медали «За полезное». Но уже спустя год англичанин Вильям Гесте, работающий в Петербурге, презентовал пятиколенную выдвижную лестницу, предназначенную на подъем до 17 метров.

Последующие изменения пожарной лестницы были вызваны необходимостью. Дело в том, что образцы, используемые во второй половине XIX века, отличались плохой маневренностью. Четырехколесные конструкции для конных повозок, выпускаемые Петербуржским пожарным депо, хоть и были надежны, но требовали модернизации. Так, к 1985 году механик Сергеев А.А. построил механическую лестницу, которая стала незаменимым помощником пожарных на ближайшие несколько десятилетий. Она же выступила прототипом для современных моделей пожарных лестниц.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 949
Источник: http://ogneza.com/pozharnaya-lestnicza-istoriya-izobreteniya.html

Пожарная автолестница

Пожарная автолестница — пожарный подъёмно-спасательный автомобиль, раздвижная стрела (пакет колен) выполнен в виде непрерывной лестницы. Подъём и спуск по автолестнице осуществляется в люльке или по пакету колен лестницы. Высота подъёма выпускаемых в России автолестниц составляет от 17 до 60 м.

Пожарная автолестница с подъёмником соединяет в себе преимущества автолестницы по спасению людей и автоподъёмника по тушению пожаров в единой конструкции. Его раздвижная стрела имеет лестничные марши, расположенные сбоку стрелы, и люльку на последнем звене. Высота подъёма составляет от 30 до 88 м. Предприятия-изготовители высотной техники Европы прекратили в настоящее время производство пожарных автоподъемников (предназначенных для спасения людей) и перешли на выпуск пожарных автолестниц с подъёмником.

Пожарная автоцистерна может быть оборудована механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Первая в России пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ-З-40/17 (4х2) появилась в 1997 на шасси КамАЗ-43253 (4х2) и имела вместимость цистерны для воды 3000 л, бака для пенообразователя 300 л. и высоту выдвинутой лестницы 17 м.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1146
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка

Слова из этого широко известного детского музыкального произведения времен развитого социализма ни коим образом нельзя отнести к конструкции лестницы на пожарных машинах.

Принципиальная схема устройства пожарной лестницы сохраняется на протяжении десятилетий

Классическая автомобильная лестница состоит из:

  • Автомобильного шасси достаточных габаритов, грузоподъемности и проходимости со смонтированным опорным устройством, так называемым «воротником» для расположения конструкции в транспортном положении.
  • Опорного основания, на профессиональном сленге – седла, и подъемно-поворотного основания-карусели, которые обеспечивают удержание, подъем и поворот конструкции.
  • Силовой установки и гидросистемы, которые обеспечивают создание и передачу разновекторных усилий при работе агрегата.
  • Механизма выдвигания и сдвигания стрелы и систем фиксации колен при различном вылете.
  • Электрооборудования и систем управления, контроля и блокировки силовых электрических цепей
  • Непосредственно стрелы, состоящей из комплекта колен, взаимосвязанных между собой как механически, так и гидравлическими механизмами, электрическими цепями, системами контроля, управления и безопасности.

Стрела, как много в этом слове

Одним из основных элементов конструкции, по сути, ее рабочим органом является непосредственно стрела. Она состоит из четырех, пяти, шести или семи колен, что напрямую обуславливает максимальную досягаемость изделия по высоте.

Секции соединены между собой посредством открытого ферменного телескопа, названия достаточно мудреного, однако на практике означающего наличие двух мощных боковых ферм, состоящей из тетивы сложного профиля в нижней части и верхнего пояса, расшитого силовым набором – раскосами и стойками.

Боковые фермы в горизонтальной проекции соединены между собой открытыми ступенями. Вся конструкция выполнена из высоколегированной низкоуглеродистой стали.

Стрела современной пожарной лестницы даже внешним видом не вызывает ассоциаций с простым и примитивным устройством

Стрелы высотных автолестниц в штатном порядке оснащаются лифтом, который представляет собой жесткую решетчатую капсулу, предназначенную для быстрого подъема на высоту боевых расчетов, оборудования и эвакуации вниз потерпевших. Силовым приводом лифта выступает тросовая лебедка, которая перемещает лифт по роликовым направляющим верхнего пояса. На случай нештатных ситуаций, связанных с обрывом троса лифт оборудован системой инерционного торможения, в профессиональном сленге – парашютом.

При ускорении в результате обрыва, под силой собственного веса проворачиваются радиальные эксцентрики, которые входят в соприкосновение с направляющей и обеспечивают замедление и полную остановку капсулы.

Принципиальная схема тормозных парашютов давно отработана на аналогичных по назначению системах шахтных клетей в горной промышленности

На вершине первого колена лестницы может монтироваться съемный лафетный ствол, имеющий дистанционное управление, которое может быть ручным, с передачей усилия посредством тросов и системы блоков или электрифицированный, когда человека заменяет набор электрических механизмов и сервоприводов.

В качестве опции вершину может также венчать статичный коллектор, в профессиональной среде, называемый «гребенка». В паре с пеногенератором он может использоваться для создания пенной завесы. В этом случае автолестница берет на себя роль классического пеноподъемника.

Стационарный лафетный ствол безусловно по целому ряду характеристик превосходит аналогичный на лестнице, но абсолютно уступает последнему в высоте свободного маневрирования

Интересно знать! Еще одним опционом может служить подвесная люлька, в большинстве случаев двухместная. При такой конфигурации автолестница приобретает свойства типичного коленчатого подъемника.

Все выше и выше и выше

На дилетантский вопрос, до какого этажа достает лестница пожарной машины, и от каких параметров зависит длина лестницы пожарной машины,  ответ может дать типовая отечественная классификация, принятая и утвержденная для этого вида пожарного оборудования нормативной документацией.

Марка автолестницы Высота подъема, в м
  • АЛ-10-15
  • АЛ-16-20
  • АЛ-21-25
  • АЛ-26-31
  • АЛ-32-40
  • АЛ-41-52
  • Ал-53-60
  • 10-15
  • 16-20
  • 21-25
  • 26-31
  • 32-40
  • 41-52
  • 53-60

Необходимо отметить, что грузоподъёмность не прислоненной лестницы на максимальном вылете на свободном конце составляет порядка 300 кг. Номинальная грузоподъемность лифта порядка 200 кг.

Пожарные лестницы с люлькой становятся все более и более популярными

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4496
Источник: http://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/pozharnaya-mashina-s-lestnicej-265

Пожарный автоподъемник


Пожарный автоподъемник — пожарный автомобиль, оборудованный механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Подъём и спуск осуществляется в люльке. Высота подъёма выпускаемых в России АПК составляет от 30 до 50 м. Предназначенный для спасения людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях.

Существуют автоподъемники только для тушения пожаров — пожарные автопеноподъемники, оборудованный устройствами для подачи огнетушащих веществ на вершине стрелы. Они используются для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, а также для подачи огнетушащих веществ на высоту.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 715
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Лестница особого назначения

Теперь стоит рассмотреть, для выполнения каких работ предназначена машина пожарная с лестницей.

  1. Доставка боевых расчетов и оборудования на высотные здания и сооружения.
  2. Эвакуация людей из зоны пожара или задымления, в том числе с помощью эластичного секционного спасательного рукава типа РС-С. Применение рукава позволяет осуществлять спуск людей не способных к самостоятельному передвижению.
  3. Использование как высотной площадки для работы лафетного ствола, в том числе и управляемого дистанционно.
  4. Использование как высотного пеноподавателя в связке с пеногенератором типа ГПС-600 при создании вертикальной пенной завесы.
  5. Оснащение лестницы светильниками и ее эксплуатация в темное время суток в качестве вышки высотного освещения.
  6. Наблюдение и координация работы пожарных расчетов с вышки, как высотного командного пункта или пункта наблюдения при локализации и ликвидации масштабных пожаров на большой площади или в сложных условиях.
  7. Работа сложенной стрелой в качестве подъемного крана при перемещении и поднятии габаритных и тяжелых предметов.

В ряде случаев пожарной лестнице на автомобильном шасси по силам выполнить и такую работу

Естественно, с соблюдением элементарных законов физики

Габариты пожарной машины с лестницей напрямую зависят от класса подъемного механизма и применяемого автомобильного шасси, как носителя. Можно рассмотреть габариты такой машины на примере наиболее распространенного в пожарно спасательных подразделениях страны изделия типа автолестница пожарная АЛ-30 /131/ ПМ-506.

В качестве шасси используется трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131:

  1. Полная масса в снаряженном состоянии 10185 кг.
  2. Длина в транспортном положении 11000 мм
  3. Ширина в транспортном положении 2500 мм
  4. Высота в транспортном положении 3200 мм

Такая пожарная машина, длина лестницы которой укладывается в указанные габариты, обеспечивает вертикальную досягаемость по высоте 30 метров, с полезной нагрузкой на окончание первого колена не прислоненной лестницы в 160 кг.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2012
Источник: http://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/pozharnaya-mashina-s-lestnicej-265

Конструктивные особенности автолестницы


Необходимо отметить, что разнообразия автомобильного шасси предполагает различия в устройстве автолестниц. Рассмотрим ее устройства на примере самого распространенного автомобиля в России, маркируемой так – АЛ 30.

В состав автомобиля входят:

  • соответствующее шасси на платформе, сюда же входит и опорная рама;
  • лестница, состоящая из нескольких секций;
  • устройство подъемно-поворотное;
  • устройство опорное;
  • гидромеханизмы и трансмиссия;
  • автоматика и пульт управления;
  • устройство переговорное и прочее.

Пожарная автолестница марки АЛ 30

В основе гидромеханизмов лежит гидронасос, который ременной передачей связан с мотором пожарной машины. Именно так создаются усилия для подъема и поворота автолестницы.

В этой модификации автолестниц используют коленья, изготовленные из низкоуглеродистой стали. Это сделано специально, потому что марка этой стали не только прочная. Она обладает высокой пластичностью, не поддается коррозии металлов и хорошо сваривается. При этом конструкции из этой стали обладают небольшим весом.

Каждая секция – это две сваренные между собой фермы, состоящие из тетив и ступеней. Последние изготавливаются из труб прямоугольного сечения, но крайние из них из круглых труб. Промежуточные ступени снабжаются резиновыми прокладками, которые к трубам крепятся двумя хомутами. Резина – это элемент антискольжения.

Нижняя секция является несущей, то есть именно она несет вес всей конструкции и людей, по ней перемещающихся. Своим нижним концом колено упирается в опорные дуги подъемной рамы. Перемещаются коленья относительно друг друга с помощью канатов, роликов и направляющих. При выдвижении все части лестницы начинают перемещаться одновременно. При этом скорость выдвижения стандартная и одинаковая между коленьями. В конструкции АЛ 30, а именно в составе лестницы, есть еще одна секций, она короткая. Ее выдвигают вручную, если основного устройства не хватает, чтобы достать до окна или крыши. Но учтите, что это звено не является несущим. То есть в любом случае автолестница должна упираться на верхнее колено.

Упор лестницы производится всегда на верхнее колено

В комплектацию нижней части лестницы входит угломер. С его помощью определяется угол наклона конструкции, а также соотношении длины к углу.

Габариты пожарной машины с лестницей марки АЛ 30:

  • длина – 11 м;
  • ширина – 2,5 м;
  • высота – 3,2 м.

Эффективность работы пожарных на автолестницах во многом зависит от того, на какую высоту она может поднять спасателей. В этом плане самые высокие пожарные автолестницы – это техника от финской компании «Bronto». А именно ее телескопическая модификация под маркой Bronto Skylift F 112 HLA. Длина вылета конструкции составляет 112 м. И это еще не все. Лестница сконструирована таким образом, что она своим верхним краем может доставать до высоты 90 м при смещении вбок на 25 м.

Bronto Skylift F 112 HLA

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2859
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/pozharnaya-avtolestnitsa.html

Заграница нам поможет

Как можно уяснить из приведенной выше таблицы отечественный производитель с трудом закрывает лишь некоторые позиции в сегменте автомобильных пожарных лестниц. В категории свыше 60 метров безраздельно властвуют зарубежные гранды, производители пожарной и спасательной техники с многолетней историей и потрясающим опытом инновационного конструирования.

В крупных мегаполисах высотная застройка давно шагнула на высоты далеко за 60 метров и необходимость в наличии именно техники сверхвысотного сегмента становится первостепенной задачей. Основная проблема сверхвысотных конструкций это их устойчивость, как статическая, так и динамическая.

Именно поэтому, большинство зарубежных серьезных производителей использует пневматическую и гидропневматическую подвеску с возможностью пространственной корректировки и выравнивания установки по горизонту. В то же время в ряде отечественных конструкций  для увеличения жесткости шасси при работе лестницы используется такой анахронизм как выключатель рессор.

Морально и физически устаревшая техника продолжает составлять основу отечественного парка специальной техники

Основой европейского парка специальных пожарных машин, в том числе автомобильных лестниц является продукция таких фирм как Магирус, Метц, Циглер, Розенбауэр, Камива, Бронто Лифт.

Американская техника у нас — гость исключительной редкости, что однако никоим образом не умаляет ее технического совершенства

Цена такого оборудования высока, однако оно служит не один год и способно выполнять такие работы, какие способна теоретически обосновать не каждая ведомственная инструкция.

Отечественная промышленность, будучи не в состоянии изготовить отвечающие требованиям времени образцы специальной техники, еще с советских времен восполняла технический дефицит закупками за рубежом

Кроме высокой цены существенной преградой, помимо целого ряда объективных факторов, выступает их сложность и невозможность проведения даже текущего ремонта своими руками, для проведения качественного сервиса справедливо подразумевается наличие достаточной технической базы.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2079
Источник: http://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/pozharnaya-mashina-s-lestnicej-265

Требования к эксплуатации


Существуют стандартные нормативы эксплуатации и обслуживания автолестниц. Основные пункты таковы:

  1. Содержать технику в исправном техническом состоянии, в полной комплектации.
  2. После использования (пожар или учения) автомобиль и лестницу обязательно очищают. При этом проводят смазочные операции согласно карте смазки.
  3. Если при осмотре на тросах обнаружены даже самые незначительные обрывы, то их необходимо заменить.
  4. При установке пожарной лестницы-машины около горящего объекта необходимо учитывать удобство применения. Поэтому чем ближе автомобиль подойдет к стенам объекта или к его ограждениям, тем лучше.
  5. Нельзя останавливать пожарную машину, если ее колеса попали на крышки люков колодцев, защитные ограждения траншей или котлованов.
  6. Нельзя эксплуатировать автолестницу, если угол наклона меньше 6°.
  7. В подготовку к работе включается поднятие ручного тормоза и опускание опорных щек.
  8. Первый маневр – поднятие лестницы в сборе.
  9. Затем производят ее раздвижение. Первые метры проводят на малых скоростях.
  10. Как только конструкция будет поднята на требуемую высоту, двигатель автомобиля надо заглушить.
  11. Пожарные и спасатели должны подниматься и спускаться друг за другом с интервалом не менее 3 м.
  12. При работе необходимо учитывать расположение линий электропередач. При этом придется учитывать высоту лестницы пожарной машины.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1350
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/pozharnaya-avtolestnitsa.html

Безопасность работ и охрана труда

Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 «Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.»

Согласно этому документу, с периодичностью не менее одного раза в месяц проводится осмотр и работоспособность ловителей кабины лифта. При наличии грузозахватных приспособлений производится лицом ответственным за их эксплуатацию, на основании временного регламента.

Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом, на основании действия Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. N 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

Стоит остановиться на основных принципах безопасной эксплуатации автомобильных пожарных лестниц:

  • При работе лестницы в боевом положении автомобиль должен быть зафиксирован исправным стояночным тормозом.
  • В темное время суток должно быть включено рабочее освещение механизма и подсветка вспомогательных устройств.
  • При кратковременных перерывах в работе двигатель должен оставаться включенным, гидронасос запитывать гидросистему номинальным давлением.
  • При работе с люлькой заблаговременно проверить работоспособность двусторонней громкоговорящей связи.
  • Строго согласовывать и выполнять команды оператора главного пульта управления, находящегося на платформе.
  • Выдавать лестницу с превышением 100-150 см. над обрезом парапета, ограждения кровли и прочего.
  • Постоянно отслеживать отсутствие просаживания опорных лап в грунт.
  • При выдвижении колен лестницы контролировать их остановку и посадку на замыкатели.

Слаженность и эффективность работы автомобильной пожарной лестницы напрямую зависит от грамотных и своевременных действий квалифицированного оператора

Устремленная ввысь, словно пронзающая небо, лестница производит неизгладимое впечатление

За долголетний и самоотверженный труд многие экземпляры такой техники обрели вечную стоянку в виде памятников

В заключении хочется отметить, что содержащаяся в исправном состоянии машина пожарная с лестницей  является залогом ее безаварийной и долгосрочной эксплуатации в благородном деле борьбы с огненной стихией и спасения людей.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2284
Источник: http://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/pozharnaya-mashina-s-lestnicej-265

Заключение по теме


Случаев, когда автолестница является единственным способом эвакуировать людей из горящего здания, большое количество. А так как сама конструкция является сложной, а работать с ней позволяют профессионалам, то эксплуатировать автолестницу надо с учетом жестких правил и требований. Никаких отклонений. К тому же неправильная эксплуатация может привести к поломке. А техника этого типа стоит немалых денег, да и ремонт обойдется в копеечку.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 457
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/pozharnaya-avtolestnitsa.html
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 22921
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://ogneza.com/pozharnaya-lestnicza-istoriya-izobreteniya.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 949 (4%)
  2. http://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/pozharnaya-mashina-s-lestnicej-265: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 12317 (54%)
  3. http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/pozharnaya-avtolestnitsa.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 7794 (34%)
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1861 (8%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.