Путепрокладчик БАТ-2 и его описание: это важно знать

БАТ-2 — советский путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок, траншей, канав, рыхление мерзлых грунтов, грузоподъемные работы.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 682
Источник: http://engineering-machine.ru/sprp/25-bat-2.html

История

Разработка проекта нового путепрокладчика на шасси тяжелого тягача- транспортера МТ-Т была начата в начале 80-х годов прошлого века в отделе № 61 в конструкторском бюро им. А.А. Морозова (г. Харьков) под руководством главного конструктора отдела П.И. Сагира.

Изделие 454 (заводской индекс) предназначалось для замены в производстве и в войсках устаревшего к тому времени путепрокладчика БАТ-М. Новая машина создавалась, как было уже сказано, на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т, разработанного в том же КБ в конце 70-х гг. и производившегося на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (ХЗТМ).


Специальное оборудование частично было позаимствовано у предшественника — БАТ-М. Новый путепрокладчик был принят на вооружение в 1987 г. под названием БАТ-2, его серийное производство было организовано в следующем году на ХЗТМ. Последующие исторические события, распад СССР помешали развертыванию крупномасштабного производства БАТ-2, однако некоторое количество новых машин было поставлено в войска, а также на экспорт, предположительно, в ГДР, Чехословакию и в Венгрию.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1102
Источник: http://engineering-machine.ru/sprp/25-bat-2.html

Описание конструкции

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена.

Корпус

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, также имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения.

Ходовая часть

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т или «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами.

Специальное оборудование

Основными элементами оборудования являются: отвал, рыхлитель, лебёдка и кран. Отвал имеет три положения для работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с его центральной частью. Этот режим используется для рытья грунта. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозерное оборудование имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья отвала выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета. Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность.

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в две тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 м.

В передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 тонн. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2236
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%A2-2

Оценка машины


Несмотря на то, что машина создавалась на замену путепрокладчику БАТ-М, в целом БАТ-2 унаследовал основные недостатки БАТ-М. Несмотря на увеличение общей производительности, масса машины выросла непропорционально, из-за чего БАТ-2 обладает высоким удельным давлением на грунт, из-за чего машина часто застревает. К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2, способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 559
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%A2-2

—***—

 

©Веремеев Ю.Г.


-инженерная техника

Заметки на полях.

БАТ-2 одна из последних инженерных машин Советской Армии. В Уральский  военный округ эти машины начали поступать во второй половине 1988 — начале  1989 года. Однако, горбачевские «новое политическое мышление». «перестройка» и «политика разрядки» для армии уже к концу восьмидесятых годов обернулись резким сокращением финансирования, свертыванием  проектов переоснащения инженерных войск техникой, отвечающей требованиям времени. Этих машин успели выпустить мало и в войсках они   почти неизвестны.

Многоцелевой тягач МТ-Т разрабатывался в первую очередь для инженерных войск как универсальное шасси для нового поколения инженерной техники. На этой базе планировалось  создать новые дорожные и   землеройные машины как траншейные, так и котлованные, которые должны были значительно превзойти хорошо зарекомендовавшие себя в войсках, но уже устаревшие  машины на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (БАТ-М, БТМ, МДК).

Однако, БАТ-2, по мнению автора, получился все же слишком громоздким и тяжелым. По скорости он едва ли значительно превосходил БАТ-М, и тоже не поспевал на марше за мотопехотой и танками. Производительность если и выросла, то непропорционально мало в сравнении со значительным увеличением веса. Чрезмерно большое удельное давление на грунт (0.8 кг на кв. см) приводило к частым и тяжелым застреваниям машины на мягких грунтах, а  большой вес требовал для ее вытаскивания тяжелой техники.

Пожалуй, одним из немногих достоинств БАТ-2 была просторная кабина, позволявшая разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.

Широко известная машина  ИМР способна выполнять все задачи БАТ-2,  лишь будучи значительно дороже, но зато и превосходя путепрокладчик в защите экипажа и более широкими возможностями. Думается, что ИМР вполне в состоянии заменить  БАТ-2 в звене   полк-дивизия- корпус. А вот в армейском и фронтовом звене есть смысл экономить, обеспечивая батальоны не дорогостоящим ИМР, а более дешевым БАТ-2.

Но с гибелью СССР развитие техники инженерных войск остановилось, и по состоянию на 2008 год едва ли что то изменилось в лучшую сторону.

Наши президенты и премьеры предпочитают вешать лапшу на уши своему народу, уверяя нас, что вот уж теперь, уже сегодня армия оснащается самым новейшим и современнейшим вооружением. И  показывают якобы вновь разработанные образцы ракет. А все новинки это залежалые еще советские разработки семидесятых- восьмидесятых годов. Все, что было показано на параде Победы 9 мая 2008 года автор видел еще на закате советской власти.

Отдельные разрозненные новинки военной техники ничего не решают и ничего не обеспечивают. Необходимо комплексное и пропорциональное развитие и совершенствование военной техники всех родов войск.

На что, к примеру годен суперновейший ракетный комплекс «Тополь-М», если инженерная служба не в состоянии обеспечить комплекс нужным количеством электроэнергии и не может обеспечить его выдвижение  на стартовую позицию, если войска связи не могут дать комплексу надежную  защищенную связь, если службы тыла не имеют возможности быстро и  в требуемом количестве подать горючее,   накормить ракетчиков, если пехота не сможет защитить ракетчиков от вражеских диверсантов, а ПВО нечем прикрыть ракеты от вражеских самолетов.

Сегодня наши ракеты можно сравнить с голым королем, вид которого вызывает лишь глумливые ухмылки американцев и европейцев.

К тому же ракеты с ядерной начинкой могут обнадежить лишь обывателей, паникующих журналистов  и не слишком квалифицированных политиков уровня депутатов российской Госдумы. Войны ведутся отнюдь не ракетами и не ими они выигрываются. Сегодня российские ракеты никакой это не ядерный щит, а зонтик, за которым от народа прячут военное бессилие России.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3917
Источник: http://saper.isnet.ru/texnica-2/bat-2.html

Фото БАТ-2

Метки к статье: путепрокладчик

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 44
Источник: http://engineering-machine.ru/sprp/25-bat-2.html
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 8540
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://engineering-machine.ru/sprp/25-bat-2.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1828 (21%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%A2-2: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 2795 (33%)
  3. http://saper.isnet.ru/texnica-2/bat-2.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3917 (46%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий