Слаженная работа подразделений МЧС возможна только при условии наличия узкоспециализированной пожарно-спасательной техники. Микроавтобусы, цистерны, автомобили с лестницами и пожарными рукавами, габаритные спасательные комплексы – именно на таких машинах приходится работать людям, которые борются с огненной стихией. В ракурсе участившихся лесных пожаров интерес к специальному оборудованию только растет, поэтому очень важно знать полную классификацию пожарной техники не только по назначению автомобилей, но и уметь определять типы машин и обозначения на них.
Источник: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/klassifikaciya-pozharnyh-avtomobiley.html
Содержание
Разнообразие автомобилей
Кузов пожарной машины окрашивают в красный и белый цвета, а ходовую часть – в черный. На таком пожарном транспорте не должно быть наклеек, надписей, кроме тех, которые предусмотрены правилами и заводом-изготовителем.
На основных пожарных автомобилях указывают тип в сокращенном варианте, характеристики, номер пожарной части и название населенного пункта.
Выдвижные и другие элементы, которые могут быть опасны для человека, обозначают красными и белыми полосами. В зависимости от назначения основные пожарные автомобили бывают общего и целевого применения.
В большинстве случаев базой для оборудования являются шасси автомобилей различной грузоподъемности. Например, производства заводов КрАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ.
Выбор шасси – один из главных приоритетов в создании пожарного автомобиля. Для легковесных пожарных надстроек с простым оборудованием достаточно серийных моделей, а для аэродромных автомобилей необходим полный привод и увеличенная колесная формула. Кроме того, старые типы шасси могут не отвечать требованиям новых модификаций пожарного оборудования и надстроек.
Источник: http://ProtivPozhara.com/oborudovanie/transport/osnovnye-pozharnye-avtomobili
Это интересно: Искрогасители — типы, виды, устройство и применение
Виды
Классификация пожарных автомобилей включает три типа машин:
- основные;
- специальные;
- вспомогательные.
Основные
Самая обширная группа. Это техника, которую можно видеть на пожарах в населенных пунктах. Она делится на собственно основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили и целевые.
К основным относят мобильные расчетные единицы, используемые для доставки личного состава на вызов для проведения аварийно-спасательных работ. У них есть средства перевозки оборудования и веществ для подавления огня. Классификация основных пожарных автомобилей по их назначению предполагает пять видов машин.
Пожарная автоцистерна
Пожарный автомобиль насосно-рукавный
Пожарный автомобиль первой помощи
Пожарно-спасательный автомобиль
Тип | Маркировка | Характеристики |
Автоцистерны | АЦ | Машина с бочкой для воды, рукавом и насосом для ее подачи. Производится на базе ЗИЛа, КамАЗа, ГАЗа, Урала, Iveco. Используется в населенных пунктах. |
АЦЛ | АЦ с выдвижной лестницей для подавления огня на высоте. Рассчитана на доставку тушащих средств и боевого расчета. | |
АЦПК | Универсальная расчетная единица с коленчатым подъемником с люлькой. Используется преимущественно для доставки личного состава и средств подавления огня. | |
Насосно-рукавные | АНР | Мобильный комплекс с насосом и комплектом рукавов для подачи средств тушения. У него нет цистерны, в результате чего высвобождается место для доставки команды боевого расчета. |
С насосом высокого давления | АВД | Расчетная единица с емкостью для ОТВ и пожарной помпой для тушения пламени под давлением. Основная область применения – высотные сооружения. |
Первой помощи | АПП | Высокомобильный малогабаритный комплекс, который используют для разведки силы огня и тушения несильно разгоревшегося пламени в жилых домах. Базой для него стала модель ГАЗ. |
Пожарно-спасательный | АПС | Автоцистерна с расширенным комплексом ПТВ для проведения аварийно-спасательных работ. Отличается от автоцистерны меньшим объемом бака. Высвободившаяся площадь шасси используется для дополнительного оборудования: генератора, осветительной мачты, механизированного электро- и гидроинструмента. |
К целевым пожарным машинам относят технику для ликвидации огня в условиях возгораний на химических, нефтеперерабатывающих предприятиях, в газовых хозяйствах, аэропортах. В отличие от пожарных автомобилей общего назначения, классификация целевой техники основывается не только на области ее применения, но и на типе ОТВ.
Пожарный автомобиль аэродромный
Пожарный автомобиль порошкового тушения
Пожарный автомобиль пенного тушения
Пожарный автомобиль комбинированного тушения
Тип | Маркировка | Характеристики |
Аэродромные | АА | Авто со специальным ПТВ и средствами для купирования воспламенения в самолетах и вертолетах, а также для эвакуации членов экипажа и пассажиров воздушного судна или тушения пожара в аэропорте. |
Порошкового тушения | АП | Мобильный комплекс с емкостью для порошка, газовым баллоном, компрессорной установкой. Применяется на нефтяных, газовых предприятиях, электроподстанциях. |
Пенного тушения | ПТ | Машина с емкостью для пенообразователя, насосом для его подачи и дозатором. Зона применения – нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы. |
Комбинированного тушения | АКТ | Машина с установкой для одномоментной или поочередной подачи ОТВ (воды, пены или порошка). Востребована во время борьбы с огнем в газовой и нефтяной сфере, а также на транспорте. |
Газового тушения | ГТ | Авто с цистерной для сжиженного газа и устройством для его подачи. |
Насосная станция | ПНС | Мобильная станция, предназначенная для подачи воды по магистральным рукавам к лафетным стволам или другим ПА с целью тушения крупного возгорания. |
Газо-водяного тушения | АГВТ | Авто с турбореактивной установкой и системой подачи воды и газа. Используется для подавления пламени на технологических установках нефтяных и химпредприятиях с последующим их охлаждением. |
Пеноподъемник | ППП | Автомобиль с механической поворотно-коленчатой или телескопической стрелой для тушения огня пеной на высоте. |
Специальные
В отличие от основных, специальные пожарные авто используются исключительно в условиях чрезвычайных ситуаций. Это купирование высотного пламени, разбор завалов, дополнительная подача огнетушащих средств, обеспечение работы штаба, организация дополнительного освещения места трагедии, обслуживание и ремонт техники, задействованной в работе в чрезвычайных условиях. Согласно ГОСТу, в классификации пожарных автомобилей специального назначения определен 21 вид техники.
Пожарная автолестница
Пожарный коленчатый автоподъемник
Пожарный аварийно-спасательный автомобиль
Пожарный рукавный автомобиль
Тип | Маркировка | Характеристики |
Автолестница | АЛ | Машина с выдвижной поворотной лестницей. Основная область применения – высотные возгорания. Может использоваться в качестве крана. |
Коленчатые автоподъемники | АПК, АКП | Расчетная единица со стационарной подъемной стрелой, на последнем звене которой закреплена платформа или люлька. |
Телескопические автоподъемники с лестницей | ТПЛ | Автомобиль с поворотной коленчато-телескопической стрелой на стационарной основе. Предусмотрен боковой лестничный марш. Это основной комплекс для пожаров в многоэтажных зданиях. |
Автолестница с цистерной | АЛЦ | Со стационарной стрелой в виде лестницы, емкостями для воды и пенообразователя, наносом. |
Коленчатые автоподъемники с цистерной | АПКЦ | Авто с механической коленчатой, телескопической или комбинированной стрелой с функцией поворота. На конце стрелы – люлька, емкость для воды и насосная установка. Зона применения – пожары в многоэтажках. |
Аварийно-спасательные | АСА | Используются для доставки боевого расчета, аварийно-спасательного инструмента и ПТВ. |
Водозащитные | АВЗ | Машина с насосом, емкостью для воды и оборудование для сбора жидкости с целью защиты материальных ценностей при пожаре. |
Автомобили связи и освещения | АСО | Обеспечивает освещение и связь на месте чрезвычайной ситуации. |
Газозащитная служба | АГ | Техника для ликвидации дыма на месте возгораний, а также дополнительного их освещения. |
Автомобили дымоудаления | АД | Комплекс для купирования задымления в подвалах и шахтах лифта, а также для подачи пены в качестве преграды для огня. |
Рукавные | АР | Доставляют пожарные рукава и обеспечивают механизированную прокладку рукавных линий. |
Штабная техника | АШ | Обеспечивает оперативную работу штаба на месте чрезвычайной ситуации. |
Автолаборатория | АЛП | Для исследования мест воспламенения, проведения на них измерений. |
Профилактика и ремонт средств связи | АПРСС | Машина службы ремонта технических средств связи и доставки личного состава для ее ремонта. |
Диагностическая техника | АДПТ | Используется для диагностическо-ремонтных работ при поломке основных единиц на месте устранения последствий ЧС. |
База газодымозащитной службы | АБГ | Для сервисного обслуживания и зарядки СИЗ. |
Автомобили технической службы | АПТС | Машина, оборудованная техникой для оценки технического состояния единиц пожарного расчета, задействованных при ликвидации огня. |
Авто отогрева техники | АОПТ | Оборудовано нагревательными приборами. Обеспечивает работу техники при минусовых температурах. |
Компрессорная станция | ПКС | Специальные пожарно-спасательные автомобили с компрессором для заправки кислородом средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. |
Пожарно-технические | АТ | Обеспечивает доставку боевого расчета и контейнеров мобильных систем быстрого развертывания. |
Оперативно-служебная техника | АОС | Доставляет личный состав и мелкое оборудование к месту возгорания. |
Вспомогательные
Высокий уровень боеготовности подразделений обеспечивается вспомогательной техникой. К ней относятся бензовозы, передвижные ремонтные комплексы, автокраны, автобусы, тракторы, экскаваторы, грузовые и легковые авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Источник: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/klassifikaciya-pozharnyh-avtomobiley.html
Условные обозначения и маркировка
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/osnovnyie-pozharnyie-avtomobili-obshhego-i-tselevogo-primeneniya.html
Основные
Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.
Таблица №1
Основные пожарные автомобили | |
Общего применения | Целевого применения |
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления АПС, ПСА – пожарно-спасательные |
АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения ППП- пожарные пеноподъемники |
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.
Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:
- легкие – максимальный объем резервуара – 2000 литров, к пожарным автоцистернам легкого типа относится АЦ 30(53А);
- средние — объем емкости 2-4 м3, к пожарным автоцистернам среднего типа относится АЦ 30(130);
- тяжелые – объем резервуара составляет больше 4 м3.
Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.
Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.
Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ
Классификация | Вид |
По посадочной формуле |
· автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; · 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; · 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй — численность личного состава. |
По компоновочной схеме |
· автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина) · над двигателем (фронтальная кабина) · перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины. |
По климатическому исполнению |
1.Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У). 2.Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С). 3.Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т). |
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html
Вспомогательные пожарные автомобили
В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.
Статью прислал: Ellada
Источник: http://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/technics/klassifikaciya_pozharnyh_avtomobilej_osnovnye_special_nye_i_vspomogatel_nye_avtomobili/
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные автомобили целевого применения — для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Порошковые пожарные автомобили предназначены для тушения пожаров классов:
- А (Пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением),
- В (Пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ),
- С (Пожары газов),
- Е (Пожары, связанные с горением электроустановок)
- на промышленных объектах газовой, нефтяной, нефтехимической промышленности
Автомобиль газового тушения АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42
Машина для тушения локальных пожаров на атомных электростанциях, переливочных пунктах, складах легковоспламеняющихся жидкостей, в автопарках и др.
Обеспечивает ликвидацию возгораний в помещениях объемом до 5 тыс. м куб., на элеваторах, в зернохранилищах и других помещениях, где невозможно применение других огнетушащих веществ, приводящих к порче дорогостоящего оборудования и материалов.
- Огнетушащее вещество – азот
- Вместимость цистерны, кг – 4000
- Производительность лафетного ствола, кг/с — 30
- Производительность ручного ствола, кг/с — 2
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/osnovnyie-pozharnyie-avtomobili-obshhego-i-tselevogo-primeneniya.html
Вспомогательная техника
Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.
Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра. Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент. Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний.
Технические характеристики пожарных автомобилей, находящихся на вооружении подразделений подробнее можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Ознакомиться с условно графическими обозначениями пожарного транспорта можно ЗДЕСЬ.
Таблица №3
Пожарные автомобили | |
Специальные | Вспомогательные |
АЛ – автолестницы АПК– автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ — штабные |
Бензовозы Авторемонтные мастерские передвижного типа Автобусы Автокраны Экскаваторы Трактора Грузовые автомобили Легковые автомобили Диагностические лаборатории Автотопливозаправщики |
Контрольное тестирование может проводиться как самим водителем, так и сотрудниками части. Помещение для проведения техосмотра должно быть оборудовано смотровой канавой и различными устройствами. Ежегодно составляется график проведения техосмотра. Сотрудники части устраняют всевозможные неисправности, приводят в рабочее состояние оборудование, моют транспорт. Начальник караула принимает выполненную работу.
В конце рабочего дня водитель обязан в специальном журнале указать функциональные неисправности техники для предупреждения опасных ситуаций, в которых могут пострадать люди.
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html
Основные недостатки выявленные в ходе эксплуатации АПП
- при подаче ствола-распылителя вследствие конструктивной недоработки происходили повреждения резинового шланга в месте крепления хомутом к мотопомпе;
- клиренс (дорожный просвет) очень низкий, что затрудняет преодолевать даже незначительные препятствия (бордюры и др.);
- не на всех моделях предусмотрено полноприводное шасси (4х4), что является необходимым для эксплуатации автомобиля в зимних условиях;
- длина рукавной катушки (50 метров) ствола высокого давления существенно ограничивает радиус работ и осложняет работу в зданиях сложной планировки;
- труднодоступность оборудования расположенного на крыше автомобиля;
- не герметичность отсеков;
- отсутствие системы забора воды из водоисточников всех типов.
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/osnovnyie-pozharnyie-avtomobili-obshhego-i-tselevogo-primeneniya.html
Дополнительные материалы
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/osnovnyie-pozharnyie-avtomobili-obshhego-i-tselevogo-primeneniya.html
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- http://ProtivPozhara.com/oborudovanie/transport/osnovnye-pozharnye-avtomobili: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1103 (6%)
- http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 5552 (28%)
- http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/osnovnyie-pozharnyie-avtomobili-obshhego-i-tselevogo-primeneniya.html: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 2569 (13%)
- http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/klassifikaciya-pozharnyh-avtomobiley.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 8418 (43%)
- http://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/technics/klassifikaciya_pozharnyh_avtomobilej_osnovnye_special_nye_i_vspomogatel_nye_avtomobili/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1902 (10%)