Пожарный поезд РЖД — его задачи, категории и характеристики

Пожа́рный по́езд — поезд, формируемый из специальных вагонов, используемых для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и в полосе отвода железных дорог. Пожарные поезда относятся к мобильным средствам пожаротушения.


Блок: 1/10 | Кол-во символов: 253
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4

Назначение

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 — 4 классов опасности.

Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использо­вание пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и. инструкциями ФГП ВО ЖДТ России Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания который определяется приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более160 км. Для 5 класса железнодорожной линии.

В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2532
Источник: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-poezda.html

Классификация и состав

Пожарные поезда железных дорог общего пользования

Пожарный поезд оснащается средствами связи, источниками электрической энергии.

Категории пожарных поездов

Пожарные поезда в зависимости от используемого железнодорожного подвижного состава и соответствующих тактико-технических характеристик и подразделяются на:

первой категории (специализированный) В специализированный поезд входит дополнительно:

  • крытый грузовой вагон для размещения оборудования и материалов необходимых для ликвидации аварийных ситуаций на железной дороге и перекачки перевозимых жидкостей из неисправных цистерн
  • цистерна-приёмник для сбора аварийной жидкости при ликвидации аварийных ситуаций (в комплектации отдельных поездов)

второй категории Поезд второй категории формируется из:

  • вагона для размещения личного состава, насосных установок, электростанции, пожарного инвентаря и запаса специальных средств пожаротушения
  • двух-трёх цистерн с запасом воды

Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов

Транспортная система комбинированного пожаротушения

Транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСКП) представляет собой 4-х осную железнодорожную платформу, на которой размещены узлы, предназначенные для пожаротушения и нейтрализации жидких и газообразных токсических веществ в открытых и закрытых вагонах и прирельсовых складах. ТСКП относится к железнодорожному подвижному составу и входила в состав некоторых пожарных поездов. Единственный поставщик — Алексеевский завод химического машиностроения (ранее назывался — Алексеевский машиностроительный завод) ТСКП не производит. Из состава пожарных поездов Российской Федерации ТСКП выведены, т.к. срок их эксплуатации истек.

Пожарные поезда узкоколейных железных дорог

Пожарный поезд на узкоколейной железной дороге

Пожарные поезда использовались на узкоколейных железных дорогах.

В состав пожарного поезда торфяной промышленности РСФСР входили:

  • локомотив
  • цистерна для воды ВЦ-10 или ВЦ-20 (число цистерн определялось начальником транспорта)
  • головной вагон, в котором устанавливались мотопомпы МП-1600 или МП-1400 и пожарный инвентарь согласно табелю.
Блок: 2/10 | Кол-во символов: 2121
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4

История

РСФСР (1921—1923)

На заседании Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) 20 апреля 1921 г. обсуждался вопрос о проведении противопожарной кампании в текущем году. Наркомвнуделом был предложен ряд проектов постановлений по этому вопросу, в их числе — об организации дежурных пожарных поездов. СТО предложил междуведомственной комиссии из представителей Наркомвнудела, Наркомтруда и ВЧК с привлечением заинтересованных ведомств рассмотреть проекты и через неделю представить в СТО заключения. Центральной комиссией по рабочему снабжению была внесена поправка в 3 пункт. На заседании СТО 4 мая проект с этой поправкой был утверждён.

СССР (1923—1991)

В 1930 г. проведена военизация личного состава пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС. Срок службы военизированного состава составлял не менее двух лет.

2 декабря 1933 г. НКПС утвердило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-хосный товарный вагон с агрегатами), двух оборудованных и утеплённых цистерн или тендеров для воды.

Российская Федерация (с 1991 года)

Пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На 28 марта 2017 года в постоянной боевой готовности к действиям (с боевыми расчётами, состоящими из работников ФГП ВО ЖДТ России) находятся 310 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1724
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4

Виды и их состав


Пожарный состав разделяются на две категории. Начнем со второй категории, потому что эти железнодорожные составы имеют типовую комплектацию. В них входят:

  • цистерна для воды с объемом или 25 м³, или 50 м³ (их может быть несколько в одном поезде);
  • вагон, где установлены насосы для подачи воды и другое специальное оборудование, а также помещения для личного состава количеством до 32 человек;
  • пенообразователь объемом в пределах 5-10 тонн;
  • пожарные рукава напорного типа длиною до 1,5 км;
  • оборудование для получения сжатого воздуха или емкости для него.

Пожарный поезд первой категории

Теперь о железнодорожных пожарных поездах первой категории. У них увеличенная комплектация, соответственно они могут выполнять более сложные задачи. Дополнительно в комплектацию входят:

  • грузовой вагон;
  • платформа, на которой размещается специальное оборудование, инструменты, приспособления, средства защиты и прочее, находящееся в контейнерах;
  • несколько дополнительных цистерн, в некоторых размещены огнетушащие вещества, другие предназначаются для сборки ГСМ или химически-опасных материалов.

В принципе, пожарные поезда первой категории можно доукомплектовать чем угодно. Все зависит от желания руководства РЖД. К примеру, в вагон можно установить мини компрессоры или установки порошкового пожаротушения мобильного типа и прочее современное оборудование и инструменты. Не помешают обычные лопаты, топоры или ломы. Ситуации на пожаре встречаются разные, так что любой инструмент будет кстати.

Надо отметить и тот факт, что комплектовать пожарные поезда можно до бесконечности. И чем больше у него возможностей и потенциала, тем эффективнее можно бороться с пожарами разного типа. Ведь поезд можно сравнить с небольшим пожарным гарнизоном. Но при этом железнодорожная техника более мобильная. И вывозить с собой она может любое количество сил и средств. В этом плане поезда ничем не лимитированы.

Комплектовать пожарный поезд можно чем угодно

Тактико-технические характеристики разных категорий

Характеристики                                                   Категории
                 первая              вторая
Объем водяных цистерн, м³ 50 или 72,3 25 или 50
Длина напорных рукавов диаметром 51 мм, м 700 500
Длина напорных рукавов диаметром 66 мм, м 1000 800
Пенообразователь, л 10000 5000
Дежурный расчет, чел. 7 6

Наличие огнетушителей, шт.:

·         порошковые ОП-5;

·         порошковые ОП-50 передвижные;

·         углекислотные ОУ-5.

Мотопомпы, шт. 2 2

Внимание! В состав пожарного поезда локомотив не входит. Его вызывают из локомотивного депо по необходимости. В Европе и США пожарные поезда имеют свой собственный локомотив. Отсутствие тягового элемента снижает боевую подготовленность состава. Чтобы тепловоз приехал из депо необходимо время, а на пожаре каждая минута дорога. Нередко, чтобы сократить время приезда локомотива из депо, к пожарному поезду присоединяют тепловоз от любого поезда, стоящего вблизи.

И еще один момент. Локомотив отцепляется от пожарного состава только тогда, когда последней доставлен к месту постоянной стоянки.

Что касается штата личного состава, то и здесь особых ограничений нет. Минимальное количество людей – 6 дежурных. Но при необходимости число увеличивают до требуемого показателя за счет пожарных расчетов или личного состава самого поезда, который находится на отдыхе.

Боевой расчет пожарного поезда

Комплектация вагонов

Вагоны пожарного поезда комплектуются по-разному. Но необходимо отметить, что от европейских стран Россия в этом плане сильно отстает. Хотя новые устройства, приспособления и оборудование в составах появляются. К примеру, комплекс, изготовленный в виде контейнеров, радиоуправляемые мобильные установки, роботы разного назначения и прочее.

Сегодня в арсенале пожарных частей РЖД присутствуют поезда, которые могут тушить пожары в туннелях. В их комплектацию входят лафетные установки, а также оборудование, которое распыляет огнетушащее вещество под действием воздуха под давлением. Надо отметить и тот факт, что в цистернах вода зимой подогревается. Поэтому внутри проложены трубки в виде змеевиков. Вода нагревается в специальных котлах.

Все пожарные поезда обязательно оснащаются радиостанциями, телефонными постами, мегафонами, осветительными приборами и прочим необходимым инструментом и устройствами.

Во многие поезда первой категории входит так называемая транспортная система комбинированного пожаротушения, которую устанавливают на отдельной платформе. Состоит эта система из двух емкостей по 10 м³:

  • в первую закачивают огнетушащий порошок и цеолитовый песок;
  • во вторую диоксид углерода.

Обе емкости соединены между собой трубами. Суть в том, что диоксид углерода является газом, который находится в своем резервуаре под давлением, а соответственно выдавливает из первой емкости пену и песок. Именно так и работает эта установка.

Есть вероятность, что внутри первой емкости порошок и песок могут слежаться. Чтобы этого не произошло, внутри резервуара установлена так называемая пневмосистема в виде аэроднища. Она подключена к пневмотраспорту тепловоза. То есть происходит с помощью воздуха взрыхление слежавшейся массы порошка и песка.

Пожарный поезд (фото ниже) окрашивается в красный цвет. На него наносятся две белые полосы, которые имеют разную ширину. Нижняя полоса 230 мм, верхняя 80 мм. Обязательно наносится надпись белой краской – Пожарный поезд.

Как оформляется пожарный поезд

Иностранные модели

Передовой пожарной техникой может похвастаться Германия и Швейцария. Обе страны выделяют большие средства на производство новейших технологий тушения пожаров. К примеру, пожарные поезда этих стран комплектуются своими тепловозами. При этом локомотивов может быть один или два. В последнем случае их устанавливают на двух противоположных концах состава, что увеличивает мобильность транспортного средства.

При этом необходимо отметить, что немецкие пожарные в приоритет ставят аварийно-спасательные работы, а не тушение огня. Поэтому их поезда можно отнести к первой категории российской классификации. Эти же железнодорожные составы используются для тушения пожаров внутри туннелей.

Пожарный поезд Германия

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 6101
Источник: http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-poezd.html

Пожарные поезда железных дорог общего назначения

Обслуживают определенную зону на ж/д во всех округах и регионах. За каждым закрепляется обслуживаемый участок таким образом,  чтобы крайняя точка находилась не дальше 160 км от места стоянки. Такой порядок обслуживания территории закрепляется письменным распоряжением руководителя путей сообщения.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 347
Источник: http://nebezopasno.com/pozharnyj-poezd-rzhd/

Видео


Блок: 5/5 | Кол-во символов: 6
Источник: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-poezda.html

Пожарные поезда узкоколейных железных дорог

Узкоколейные железные дороги уходят в прошлое, их остается все меньше на территории РФ. Когда-то они создавались для перевозки леса, торфа и по ним курсировали пожарные поезда. В торфяной промышленности они состояли из: локомотива, цистерны для воды и головного вагона с мотопомпой и инвентарем, существовали лишь на торфовозных и лесовозных узкоколейных участках пути.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 414
Источник: http://nebezopasno.com/pozharnyj-poezd-rzhd/

Эксплуатация и ремонт


Пожарные поезда обеспечиваются аптечкой первой медицинской помощи и постоянным неснижаемым запасом продуктов питания из расчёта установленной численности работников караула в течение трёх суток.

Подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов, шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надписи на вагоне-насосной станции белым цветом: «Пожарный поезд» и «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Цистерны-водохранилища содержатся заполненными водой. Пополнение израсходованного запаса воды производится немедленно по прибытии пожарного поезда на пути постоянной стоянки или при возвращении с пожара в пунктах заправки.

Наружные трубопроводы обогрева цистерн-водохранилищ и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие цистерну-водохранилище с всасывающим трубопроводом насосных установок вагона-насосной станции, должны быть утеплены.

Стоящий на путях постоянной стоянки подвижной состав пожарного поезда должен быть закреплён от ухода.

Обкатка подвижного состава пожарного поезда производится не реже одного раза в 6 месяцев на расстояние не менее 50 м.

Деповский ремонт подвижного состава пожарного поезда производится:

  • в пассажирском вагонном депо — вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе пассажирских вагонов;
  • в вагонном рефрижераторном депо — вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе вагона грузовой рефрижераторной секции;
  • в грузовом вагонном депо, специализирующемся на ремонте цистерн, — цистернам-водохранилищам;
  • в вагонном депо — остальному подвижному составу пожарных поездов.

Капитальный ремонт подвижного состава пожарного поезда производится на заводах или в специализированных депо ОАО «РЖД».

На время ремонта подвижного состава пожарных поездов обеспечивается его замена из числа резервных вагонов. Допускается осуществлять замену цистерн-водохранилищ на время их ремонта 4-осными цистернами с нижним сливным прибором.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 2109
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4

Пожарный поезд нового поколения

В 2011 году был разработан специализированный подвижной состав нового поколения. Это современная техника и она может тушить огонь не только на открытой местности, но и в туннелях.

Специальная открытая платформа с двумя отдельными модулями впервые появилась в комплектации именного этого нового состава. Как выше говорилось, российская техника не комплектуется тепловозами, что ухудшает ее эксплуатационные параметры. Западные коллеги в этом вопросе выгодно отличаются от нас. Их машины со своими локомотивами гораздо быстрее реагируют в случае необходимости на ЧП и выезжают на ликвидацию.

Специализированные составы формируются по решению руководителя отделения ж/д. В РФ сегодня действуют более 320 пожарных поездов обеих категорий.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 767
Источник: http://nebezopasno.com/pozharnyj-poezd-rzhd/

Фотогалерея


Пожарный поезд нового поколения

Оборудование пожарного поезда

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 238
Источник: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 16612
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-poezda.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2538 (15%)
  2. http://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-poezd.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 6101 (37%)
  3. http://nebezopasno.com/pozharnyj-poezd-rzhd/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 1528 (9%)
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 1 блоков из 10, кол-во символов 1724 (10%)
  5. http://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2374 (14%)
  6. http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2347 (14%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.