Временные дамбы — устройство и особенности

У этого термина существуют и другие значения, см. Дамба (значения).


Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 341
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0

Классификация дамб

По своему устройству дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы предназначены для противостояния напору воды. К ним применяются те же требования водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и к плотинам. Такие дамбы делятся на:

— дамбы обвалования — служат для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления паводками, приливами, ветровыми нагонами и др.;

— защитные дамбы — для защиты акватории портов, шлюзовых каналов и других сооружений от волн, наносов, ледохода и др.;

— сопрягающие дамбы — требуются для сопряжения подпорных гидротехнических сооружений с берегами;

— перемычки — ограждают места строительства других гидротехнических сооружений;

— дамбы искусственных бассейнов — используются при прокладке русел каналов, а также при сооружении бассейнов электростанций различных типов, включая атомные (ГЭС, ГАЭС, ТЭС и АЭС).

Безнапорные дамбы (используются там, где нет риска высокого напора воды) подразделяются на:

— регулирующие — сооружаются для регулирования и выправления русел;

— почвозащитные — служат для уменьшения поверхностного стока и задержания грунта поймы, который сносится в результате ливневого стока;

— струенаправляющие — улучшают условия судоходства и работу водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений;

— транспортные — для прокладки дорог через поймы рек и заливы водохранилищ.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1391
Источник: https://tass.ru/info/7030608

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



1.1. Типовая технологическая карта (далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.



1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.



Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.



1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:



— типовые чертежи;



— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);



— заводские инструкции и технические условия (ТУ);



— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);



— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);



— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.



1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, с целью обеспечения их высокого качества, а также:



— снижение себестоимости работ;



— сокращение продолжительности строительства;



— обеспечение безопасности выполняемых работ;



— организации ритмичной работы;



— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;



— унификации технологических решений.



1.5. На базе ТТК, разрабатываются Проект производства работ (далее ППР) или как его обязательные составляющие Рабочие технологические карты (далее РТК) на выполнение отдельных видов работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.



Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.



РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.



1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.



Порядок привязки ТТК к местным условиям:



— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;



— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;



— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;



— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;



— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.



1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.



Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

— длина траншеи

L=100,0 м;

— диаметр укладываемого трубопровода

ТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы1420 мм.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 4180
Источник: http://docs.cntd.ru/document/435735183

Дамбы близ поселка Щетинкино

При добыче рассыпного золота распространен метод так называемого кучного выщелачивания (с орошением руды цианистым растровом), который требует наличия технологического водоема — пруда-отстойника. Он может ограждаться напорными защитными дамбами. По данным СМИ, дамбы на реке Сейбе, прорванные 19 октября 2019 года, ограждали технологический водоем такого рода. При этом, согласно сообщению Следственного комитета РФ, целью возведения дамб служил «отвод грунтовых вод».

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 498
Источник: https://tass.ru/info/7030608

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.



2.2. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.


2.3. В состав работ, выполняемых при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, входят:



— промер глубины разработанной траншеи под водой и у береговых урезов;



— перемещение плети трубопровода на расстояние до 100 м;



— укладка плети трубопровода через водоём с временной дамбы.



2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной изоляционно-строительной колонной в составе: кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з (максимальная грузоподъемность Q=92,0 т); полотенце мягкое монтажное (максимальная грузоподъемность Q=63,0 т); бульдозер Komatsu D355A (NТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы=416 л.с.); бульдозер Б170М1.03ВР (ТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы=4,28 м, hТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы=1,31 м); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, Р=200 А, Н=230 В, m=90 кг).

Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.2. Бульдозер Komatsu D355A

Рис.3. Полотенце мягкое ПМ-14284

1 — коромысло; 2 — траверса; 3 — лента

Рис.4. Сварочный генератор


Рис.5. Кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з и его грузовые характеристики


2.5. Для производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы применяются следующие строительные материалы: стальной канат ТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы=47,5 мм (вес 8430 кг/км), отвечающие требованиям ГОСТ 2688-80; сферическая заглушка; сварочные электроды Э-60А ТТК. Укладка трубопровода через водные преграды с временной дамбы4,0 мм по ГОСТ 9466-75.


2.6. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:



— СП 48.13330.2011. «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»;



— СП 126.13330.2012. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84;



— Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;



— СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*;



— СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*;



— СТО Газпром 2-2.1-249-2008. Магистральные газопроводы;



— СТО Газпром 2-2.2-382-2009. Магистральные газопроводы. Правила производства и приемки работ при строительстве сухопутных участков газопроводов, в том числе в условиях Крайнего Севера;



— ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ;



— СП 108-34-97. Сооружение подводных переходов;



— СП 106-34-96. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях;



— СП 34-112-97. Комплексная технология и организация;



— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;



— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;



— Правила Техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов. Москва, НЕДРА, 1982;



— ПБ 10-157-97. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;



— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;



— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.



Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3716
Источник: http://docs.cntd.ru/document/435735183

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ


3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.



3.2. До начала производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:



— разработать РТК или ППР на укладку трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы;



— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;



— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;



— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;



— укомплектовать звено монтажников наружных трубопроводов, ознакомить их с технологией укладки трубопроводов с временной дамбы;



— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;



— разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;



— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;



— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;



— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;



— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ, устройство двусторонней дублированной связи с пунктом управления и между берегами;



— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;



— проверить сертификаты качества на инвентарные заглушки и сварочные электроды, паспорта на монтажные полотенца;



— провести испытание грузозахватных приспособлений;



— составить акт готовности объекта к производству работ;



— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ в соответствии с п.4.1.1.3 по форме Приложения 2, РД 08-296-99.



3.3. Общие указания


3.3.1. Укладка трубопроводов способом протаскивания по грунту получила в последние годы широкое распространение. Это обусловлено несколькими причинами:



— возможностью на весьма короткий срок ограничивать судоходство в районе производства работ;



— небольшой потребностью в такелажных и плавучих средствах;



— высокими темпами укладки;



— возможностью вести работы в течение круглого года и противостоять воздействию воды и ветровой нагрузки.



Однако следует отметить и некоторую специфику работ, связанных с укладкой трубопроводов на дно способом протаскивания, а именно:



— строительная площадка должна иметь значительные размеры;



— рельеф берега и подводной трассы должен быть плавным.



3.3.2. Практикой доказано, что наибольший экономический эффект этот способ дает при укладке труб диаметром не свыше 400 мм, обладающих достаточной гибкостью.



3.3.3. Технология производства работ по укладке трубопроводов способом протаскивания по грунту заключается в следующем. Собранный на берёгу трубопровод укладывают на спусковую дорожку (роликовые опоры, установленные на расстоянии 15-20 м); направление дорожки должно полностью совпадать с направлением трассы. Затем тяговым тросом, проложенным через водную преграду, с помощью тракторов или лебедок трубопровод протаскивают по дну.



3.3.4. Расстояние между роликовыми опорами принимается по проекту, что позволяет предупредить повреждение изоляции. Необходимо, чтобы ролики были покрыты резиной.



3.3.5. В головной части трубопровода ставятся заглушка, закрывающая трубопровод с торца. Заглушку необходимо несколько заострить, чтобы она легче проходила по грунту. Вблизи нее приваривают скобу для застроповки тягового троса.



3.3.6. При подходе к воде спусковой дорожке придают сильный уклон. Вагонетки откатывают в сторону. В это время трубопровод перемещают на береговые роликовые опоры. Возникают неизбежные прогибы, которые, однако, не должны превышать предельного радиуса изгиба. Трубопровод не заливают водой, чтобы обеспечить нормальные тяговые усилия при буксировке его по грунту. В целях уменьшения трения о грунт трубопроводу придают незначительную отрицательную плавучесть (до 10-12 кг на 1 м). В данном случае уменьшение трения достигается с помощью балласта или специальных поплавков, прикреплением футеровки, предохраняющей изоляцию от повреждения. Нижнюю часть (под трубопроводом) футеровки делают сплошной, а боковую и верхнюю — прерывистой.



3.3.7. Если самотечная линия имеет значительную длину, а прибрежная полоса — малые размеры, не позволяющие смонтировать спусковую дорожку, которая была бы равна длине подводной траншеи, то допускается протаскивание трубопровода со сварными стыками. В этих случаях его расчленяют на несколько секций. Сначала протаскивают первую из них, а когда конец ее достигнет точки, отстающей от урезных роликов на 1 м, погружают вторую секцию, соединяя ее передний конец с первой. Затем производят сварку стыка с последующим одеванием муфты и изоляцией. Вслед за этим протаскивают последовательно и другие секции, пока весь трубопровод не будет уложен на место. Если в районе производства работ наблюдаются сильные течения, то этот способ применять не следует, так как неизбежные перерывы в выполнении операции, связанной с протаскиванием трубопровода по дну, приведут к тому, что под воздействием течения будет заилена траншея или уложенная часть окажется под донными наносами.



3.3.8. Прокладка подводных переходов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления устанавливается с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.



3.3.9. Проектная отметка верха забалластированного газопровода при проектировании подводных переходов должна быть на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1,0 м от естественных отметок дна водоема.



3.3.10. На обоих берегах судоходных и лесосплавных рек и каналов при пересечении их газопроводами должны предусматриваться сигнальные знаки.



3.4. Подготовительные работы


3.4.1. До начала производства работ по укладке трубопровода в подводную траншею (в границах подводно-технических работ), методом протаскивания по дну водоема должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:



— отрыта подводная траншея в русле и на береговых участках;



— произведена футеровка трубопровода;



— произведена балластировка укладываемой плети трубопровода;



— на концы рабочей плети приварена сферическая заглушка;



— подготовлена временная дамба;



— выполнены промеры глубин дна траншеи.



3.4.2. Выполненные работы по разработке подводной траншеи и береговых участков должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика путем подписания Акта на приемку готовой траншеи для укладки трубопровода, по Форме N 3.7 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомость проектных и фактических отметок дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водную преграду перед протаскиванием.



3.4.3. Выполненные работы по футеровке и балластировке рабочей плети трубопровода должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006, а данные о футеровке и балластировке трубопровода занесены в Журнал поэтапной приемки подводного перехода под укладку, по Форме 2.27 ВСН 012-88, Часть II.



3.4.4. На передний и задний конец сваренной рабочей плети наваривают специальные конусообразные заглушки, являющиеся оголовками плети.



3.4.5. Ширина дамбы должна быть не менее 8 м и отметка верха дамбы — на 0,5-1,0 м выше уровня воды. Для стока воды в основании дамбы укладывают унифицированные, типовые, водопропускные трубы, сечение которых определяют расчетом, в зависимости от их гидравлических характеристик. Выполненные работы по устройству временной дамбы должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006.



3.4.6. Перед укладкой трубопровода в траншею в русловой части перехода Подрядчик совместно с представителями Заказчика эхолотом производит контрольные промеры дна траншеи по оси нитки перехода на предмет выявления отступлений от их проектного профиля.



Если черные отметки выше указанных в проекте, то глубину траншеи следует увеличить до отметок укладки трубопровода, указанных в проекте.



Если черные отметки ниже проектных, то трубопровод должен быть заглублен на величину, указанную в проекте, с пересчетом прежних проектных отметок заложения трубопровода.



В случае обнаружения отклонений комиссия, состоящая из представителей Заказчика, Подрядчика и проектной организации, составляет акт для последующего пересмотра и уточнения проектных решений и стоимости работ.



Выполненные работы по промеру глубин траншеи должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика выдачей Разрешения на укладку трубопровода через водную преграду протаскиванием по Форме N 2.28 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомости проектных и фактических отметок промеров глубин дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водяную преграду перед протаскиванием.



3.4.7. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.



3.5. Укладка рабочей плети трубопровода

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 10065
Источник: http://docs.cntd.ru/document/435735183
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 23157
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://tass.ru/info/7030608: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1889 (8%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3307 (14%)
  3. http://docs.cntd.ru/document/435735183: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 17961 (78%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий